Оглавление

СОСРЕДОТОЧЕНІЕ

Начинаясь на второй день, мобилизаціонныя перевозки заканчивались въ своей главной массѣ въ теченіе первой недѣли мобилизаціи. Хотя перевозки «по сосредоточенію» начинались тоже на 2-й день, но это были незначительныя передвиженія мѣстнаго характера, имѣвшія своимъ назначеніемъ надлежащее прикрытіе нашей границы. Только на второй недѣлѣ мобилизаціи перевозки «по сосредоточенію» достигали наибольшаго напряженія и въ теченіе слѣдующихъ затѣмъ двухъ недѣль заполняли на главныхъ направленіяхъ весь военный графикъ.

Перевозки производились эшелонами, на основаніи «расчетовъ штатныхъ частей войскъ на поѣзда желѣзнодорожной сѣти нормальной колеи». Воинскій поѣздъ состоялъ, кромѣ вагоновъ-прикрытія, изъ 44 единицъ (двухъосныхъ вагоновъ и платформъ). Согласно упомянутымъ «Расчетамъ на поѣзда», пѣхотный полкъ составлялъ 5½ эшелоновъ, кавалерійскій — 5 эшелоновъ, артиллерійская бригада — 9 эшелоновъ, пѣхотная дивизія — 43 эшелона, армейскій корпусъ изъ двухъ пѣхотныхъ и одной кавалерійской дивизіи — до 135 эшелоновъ.

Средній суточный пробѣгъ воинскаго поѣзда не превышалъ 300 верстъ; это было вдвое медленнѣе, чѣмъ движеніе воинскихъ поѣздовъ во Франціи. Медленность движенія нашихъ воинскихъ поѣздовъ происходила изъ-за необорудованности Россійскаго товарнаго вагоннаго парка автоматическими тормозами.

Растягивались наши перевозки по сосредоточенію также вслѣдствіе громадныхъ разстояній, которыя должны были покрыть воинскіе эшелоны. Напримѣръ, перевозка IV Сибирскаго корпуса, расположеннаго во Владивостокѣ, достигала 8.000 верстъ (около 9.000 километровъ). Чтобы понять, какого техническаго напряженія требовала подобная перевозка, укажемъ, что для одной пары поѣздовъ требовалось 120 паровозовъ.

На прилагаемой схемѣ показана часть нашей желѣзнодорожной сѣти къ западу отъ меридіана Петербургъ-Кіевъ-Одесса. Это та часть сѣти, по которой должны были пройти всѣ эшелоны «по сосредоточенію». Цифры, поставленныя у магистралей, обозначаютъ количество сквозныхъ воинскихъ эшелоновъ къ тому моменту, когда желѣзнодорожная магистраль оканчивала «свою собственную мобилизацію»*) и могла работать полнымъ воинскимъ графикомъ.

RuPlan14003.jpg

*) Срокъ окончанія этой мобилизаціи варіировалъ для различныхъ желѣзныхъ дорогъ между 4-8 днями.

Оглавление