Оглавление

Система управления тина «Дюссельдорф-Дейтмольд» была создана знаменитой фирмой Телефункен. Команды, которые вырабатывал оператор на борту самолета-носителя, передавались на борт ракеты по изолированным проводам диаметром 0,2 мм и длиной 5500 м. На борту ракеты, между воздушными баллонами и камерой сгорания, располагались гироскопический коммутатор сигналов (ведь ракета вращалась), электробатарея на 24 В и рулевые машинки. Наведение осуществлялось оператором во методу трех точек. На конечном этапе полета предполагалось использовать акустическую систему самонаведения «Догге», но это оборудование не было отработано.

Рассматривалась также возможность применения радиоуправления с помощью системы «Кран-Вальзенбригг», но это приводило к росту веса ракеты.

Боевая часть располагалась в носу ракеты и имела вес 25 кг. Из них 20 кг составлял заряд пластической взрывчатки под названием «Ниполит», созданной фирмой WASAG. Заряд размещался в металлическом корпусе, который имел стенки толщиной 10 мм и при взрыве образовывал множество осколков, БЧ должна была взрываться от неконтактного акустического взрывателя «Мейзе», на расстоянии не более 7 м от цели. Предполагалось также использовать взрыватели других систем, например «Мадрид», «Краних», «Люх» и др.

Общий вес ракеты Х-4 составлял 60,5 кг, поэтому ее можно было разместить на любом узле подвески грузоподъемностью более 70 кг. Ракетой предполагалось вооружить самолеты Bf 109, Fw 190, Ju 88, Ju 388 (по две ракеты), а также реактивный истребитель Me 262 (четыре ракеты).

Дальность полета ракеты составляла примерно 5500 м при скорости 900 км/ч, поэтому истребитель должен был атаковать цель из задней полусферы или с пикирования (при этом увеличивалась скорость и дальность ракеты). Допускалась атака снизу - ракета имела скороподъемность 91 м/с.

Первые успешные пуски были выполнены в августе 1944 г. При наземных стрельбах была показана дальность 3500 м, а при пуске с самолета Fw 190 (рис. 4.2.13) - 5500 м. Всего при испытаниях было израсходовано 1300 ракет - цифра весьма внушительная, причем основная масса их была запущена с пяти самолетов Fw 190F-8, приспособленных для испытания снаряда Х-4. Проводились также опыты по пуску ракеты с борта самолета Ju 88 (рис. 4.2.14).

Ракета Х-4 была подготовлена к серийному производству, и на 1945 г. было заказано 19850 штук. Еще 3000 штук под обозначением Gerat 78 заказали части СС для выполнения специальных заданий. Но в феврале 1945 г. был уничтожен завод в Старгарде, где сгорели большинство изготовленных для Х-4 двигателей, а в конце февраля состоялся налет на аэродром Кюппер, где ракеты готовились к испытаниям и боевому применению. После таких тяжелых потерь надежды на серийное производство растаяли.

Несмотря на то, что данное оружие имело множество недостатков: были малы дальность и скорость полета, точность стрельбы зависела от квалификации оператора и погодных условий, а также существовали проблемы в эксплуатации и обслуживании, это был огромный шаг вперед в развитии управляемого ракетного оружия.

Схемы окраски снаряда Х-4 представлены на рис. 4.2.15.

RVpn2WW510.jpg

RVpn2WW511.jpg

RVpn2WW512.jpg Цвет стали RVpn2WW513.jpgЧерный RVpn2WW514.jpg Цвет дюраля.

Рис.4.2.15. Схема окраски авиационной управляемой ракеты Х-4.

4.3. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Англии проводились опыты по применению существующих ракет в воздушных боях, но результаты их были неутешительными - ракеты были слишком тяжелы для этого. Тогда, под влиянием немецкого опыта, началось проектирование 55-миллиметровой ракеты класса «воздух-воздух», но до конца войны его завершить не успели.

Оглавление