Оглавление

Меньшими успехами могут похвастаться экипажи самолетов Fw 200С-6, несшие по два снаряда Hs 293А. Первый боевой вылет с этим оружием был сделан 28 декабря 1943 г., когда один «Кондор» вылетел на поиск судов противника в Атлантике. Поиск окончился ничем и самолету пришлось садиться на аэродром, имея ракеты под крыльями.

Еще меньшими успехами отличались действия подразделения, оснащенного самолетами Не 177А-5. Этот самолет мог брать один Hs 293 или одну управляемую бомбу Х-1.

Первая крупная операция была проведена 21 ноября 1943 г., когда 20 «Хейнкелей» со снарядами Hs 293A были посланы в Атлантику на перехват конвоя из 66 судов, следовавшего в Англию. До этого конвой долго и безуспешно преследовали до 30 немецких подводных лодок. Погода была отвратительная, видимость весьма ограничена. Самолеты были посланы наудачу. Только 16 экипажей смогли сквозь дымку и пелену дождя различить силуэты целей и запустить свои снаряды. Из-за неправильно определенной дистанции до кораблей основная масса Hs 293A упала в 3-4 милях позади главных сил конвоя. Только одно торговое судно было повреждено, а три Не 177А-5 были сбиты.

26 ноября 1943 г. подобная операция была повторена против союзнического конвоя силами 14 Не 177А-5. Попаданий в корабли добиться не удалось, зато четыре самолета были сбиты и еще три списаны после вынужденных посадок. Таким образом, уровень потерь в этой операции составил 50%! Вследствие этого дневные атаки решили больше не проводить.

Тактика ночных атак (которые проводились эпизодически) состояла в том, что один самолет бросает над конвоем осветительную бомбу, а другой из темной стороны горизонта производит пуск реактивного снаряда.

Подобная операция была проведена 23 января 1944 г., когда семь Не 177, вооруженные Hs 293A и 16 «Хейнкелей» с осветительными бомбами вылетели в сумерках для атаки кораблей в районе Неттуно в Италии. Операция закончилась безрезультатно. Повторение ее 24 января силами 11 самолетов также не увенчалась успехом.

Последний раз Hs 293А использовались 12 апреля 1945 г., когда 12 Do 217Е атаковали мосты на реке Одер. Часть целей была поражена.

Окрашивался снаряд Hs 293 как обычные боеприпасы - в светло-серый цвет, опознавательные знаки отсутствовали. В Пражском авиационном музее, выставлен Hs 293, окрашенный в черный цвет на всех поверхностях за исключением передней, нижней и задней кромок киля, которые имеют желтую окраску.

После войны снаряд Hs 293 хотели запустить в производство в Советском Союзе, но после летных испытаний, проводившихся в 1948 г., от этого отказались. В качестве носителя использовался самолет Ту-2Д. Из запущенных 24 ракет в цель попало только три. На основании этого было признано, что снаряд ненадежен, устарел и нужно разрабатывать свои ракеты подобного класса.

НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

Х-7
С борта истребителя Fw 190 проводились опытные стрельбы ПТУРС Х-7. Максимальная дальность пуска составила не более 100 м. Ряд причин: малая скорость снаряда, малая дальность полета, а главное - недоведенность самого снаряда - привели к закрытию этих работ.

Hs 294
Артиллерийские снаряды и ракеты Hs 293 поражали суда в надводный борт. Это приводило к их повреждению, но часто корабли оставались на плаву и их удавалось отбуксировать в порт для ремонта. Поэтому возникла идея создать ракету, которая поражала бы цель ниже ватерлинии - то есть в самое уязвимое место корабля. В соответствии с этой концепцией проектировался снаряд Hs 294. Это был самый крупный образец в серии ракет фирмы Хеншель. Длина его составляла 6,6 м, размах крыла - 3,96 м, стартовый вес - 2175 кг. В качестве силовой установки решили применить два точно таких же контейнера, как и на Hs 293, но время работы ЖРД снизилось до 10 секунд за счет несколько возросшей тяги. Прорабатывался также вариант с твердотопливными двигателями. По окончании работы двигателей максимальная скорость ракеты составляла 900 км/ч, которая при планировании снижалась и к моменту падения в воду составляла 320 км/ч. Дальность полета была до 14 км. Снаряд управлялся по радио, аналогично предыдущему образцу.

Главная изюминка данного снаряда была в боевой части. Она имела специальную коническую форму, приспособленную для движения под водой. Снаряд наводился на цель и с недолетом 30-60 м входил в воду под углом примерно 22°. После касания воды пироболты отстреливали крыло, гондолы с двигателями и хвостовую часть фюзеляжа, а боевая часть продолжала двигаться как торпеда до попадания в подводный борт судна. Боевая часть снаряжалась специальными взрывателями, которые не срабатывали от удара об воду, а приводились в действие только при попадании в цель. На БЧ устанавливался также неконтактный взрыватель, срабатывавший под днищем в случае прохождения боезаряда ниже корабля. Кроме того взрыватели обеспечивали подрыв заряда при попадании в надводный борт цели.

Ракета Hs 294 проходила испытания, но ее отработка не была завершена по причине окончания войны.

После войны подобные боевые части разрабатывались для советских противокорабельных ракет типа КСЩ, но практика показала их малую эффективность и через некоторое время от них отказались.

Оглавление