Оглавление

Первый взлет осуществил 1 марта 1945 г. обер-лейтенант Лотар Зиберт. После зажигания Ва 349 (М23) быстро пошел вверх, но на высоте примерно 150 метров по какой-то причине сбросился фонарь. Самолет продолжал набирать высоту, постепенно заваливаясь на спину, пока не скрылся в облаках. Примерно на 50-й секунде полета он снова показался в поле зрения, но шел уже пикируя к земле. Летчик, не предпринимал никаких попыток, покинуть машину или выровнять ее полет. Самолет на полной скорости врезался в землю, похоронив с собой пилота. Скорее всего, фонарь при отделении задел голову пилота, который потерял сознание. Как бы то ни было, но это был первый в истории вертикальный взлет человека на ракете.

Эта катастрофа не остановила испытаний. В тот же день было запущено еще два «Наттера» (М24 и М25) - но уже без пилотов. До апреля 1945 г. было выполнено еще 34 полета, в том числе 7 пилотируемых - все завершились удачно.

Всего было заказано 50 самолетов, для Люфтваффе и 150 для войск СС, но построено было только 50 штук, из них полностью укомплектовано было только 34 опытных самолета (от M1 до М34) в двух модификациях: Ва 349А (рис. 2.4.35) и Ва 349В (рис. 2.4.36), в том числе 8 для планирующих полетов, с балластом вместо вооружения и двигателя и с неубирающимся шасси.

Началась также постройка трех прототипов модификации Ва 349В-1 с более мощным двухкамерным двигателем HWK 109-509C-1 тягой 1700 + 300 кгс, лучшими характеристиками и имеющим режим уменьшенной крейсерской тяги.

В апреле несколько самолетов Ва 349 были подготовлены для боевого применения, но для них не нашлось пилотов. Быстрое наступление союзников вынудило немцев уничтожить эти самолеты.

В процессе эвакуации предприятия из Вальдзее, где велись основные работы по перехватчику, в Кирхем колонна с «Наттерами» была обстреляна авиацией, в результате чего персонал и охрана бросили на дороге несколько легко поврежденных Ва 349. Подошедшие американские войска взяли их в качестве трофеев.

Один «Наттер», возможно, попал в руки Советской Армии в Тюрингии, где их собирались производить по лицензии.

Техническую документацию на перехватчик Ва 349 приобрели японцы, которые хотели наладить их производство, но этим планам не суждено было сбыться.

Технические данные самолетом Бахем Ва 349 сведены в таблицу:

Модификация

Ва 349A

Ва 349В-1

Размах крыла, м

4,00

4,00

Длина, м

6,02

6,02

Высота, м

2,50

2,25

Площадь крыла, м2

4,70

4,70

Масса пустого, кг

800

880

Масса стартовая, кг

2000

2270

Нагрузка на крыло, кг/м2

380

488

Максимальная скорость, км/ч

900

908

Скороподъемность, м/мин

11000

11400

Дальность полета, км

40

90

Двигатель HWK

HWK 109-509А

HWK 109-509C

Тяге маршевого двигателя, кгс

1700

1700 + 300

Время работы маршевого двигателя, мин

2,00

4,36

Запас топлива, л

625

650

В наше время два «Наттера» сохранились в музеях - один в США, другой в Мюнхене, ФРГ.

Варианты окраски самолета «Наттер» представлены на рис. 2.4.37. Машина со свастиками принадлежала войскам СС.

RVpn2WW187.jpg

Рис. 2.4.36. Серийный перехватчик Ва 349В.

Оглавление