Оглавление

Ракету «Вассерфаль» можно смело назвать упущенным шансом германской науки и техники. Вот что пишет в своих мемуарах бывший министр вооружений Германии А. Шпеер:

«Я не только согласился с этим решением Гитлера (о массовом производстве Фау-2. - К,К.), но и горячо поддержал его и тем самым совершил одну из своих самых серьезных ошибок за время деятельности на посту министра вооружений. Нам следовало бы бросить все силы и средства на производство ракеты класса «земля-воздух». Ведь если бы мы сосредоточили усилия талантливых специалистов и технического персонала руководимого Вернером фон Брауном научно-исследовательского центра в Пенемюнде на доработке этой, получившей кодовое название «Вассерфаль», зенитной ракеты, то уже в 1942г. могли бы приступить к ее крупносерийному выпуску.

От самонаводящейся (так у Шпеера - ред.) ракеты - длина восемь метров, вес боевого заряда около трехсот килограммов, потолок пятнадцать тысяч метров - не мог уйти практически ни один вражеский бомбардировщик. Запуск ее можно было производить кок днем, так и ночью, невзирая на облачность, мороз или тучи. Я до сих пор убежден, что с помощью этих ракет и реактивных истребителей уже весной 1944 г. можно было надежно оградить наши промышленные объекты от воздушных налетов. Осенью 1944 г. окончательно выяснилось, что наш самый дорогостоящий проект Фау-2 оказался одновременно и самым бессмысленным».

История ракеты «Вассерфаль» не окончилась с завершением войны.

В США после изучения ЗУР «Вассерфаль» фирма Дженерал Электрик создала на ее основе экспериментальную ракету «Гермес» А-1. В качестве топливных компонентов использовались жидкий кислород и спирт. Система управления также была оригинальной разработки. Геометрические размеры были такими же, как и у «Вассерфаль», а вот двигатель развивал меньшую тягу - порядка 4500 кгс. «Гермес» был экспериментальной конструкцией и вопрос об его принятии на вооружение не ставился.

Советские специалисты также изучали и испытывали ракету «Вассерфаль». У нас она получила обозначение Р-101. Вот что пишет в своих воспоминаниях В.В.Казанский:

«... Впервые были применены высококипящие компоненты топлива - азотная кислота и нефтепроизводное горючее «тонка» (разновидность нашего керосина) (так у Казанского - ред.). Топливо подавалось в камеру сгорания двигателя не турбонасосным агрегатом, а с помощью воздушного аккумулятора давления (ВАД); чтобы иметь на борту ракеты воздух давлением 350 ат, немцы изготовили путем штамповки и сварки из двух половин стальной шар диаметром около 800 мм,... с навивкой на него стальной проволоки (обратите внимание, рабочий газ -воздух и давление больше, чем указывается в других источниках - K.K.). Таким образом, предполагалось, что полностью заправленные компонентами ракеты с накаченными до 350 ат аккумуляторами давления могут находиться на пусковых столах в постоянной боевой готовности в течение длительного времени.

Я уже говорил, что ни полного комплекта чертежей, ни узлов и деталей от этой ракеты обнаружить нашим группам не удалось (в Пенемюнде - К.К.). Поэтому все, что сейчас является очевидным, тогда приходилось лишь додумывать. Особенно это касалось системы управления этой ракетой.

Следует сказать, что первые пуски ракет, как это часто бывает, прошли довольно успешно - система подачи топлива и двигатель ракеты хорошо запускались, двигатель отрабатывал полный импульс, работала система стабилизации (сначала - на газовых рулях, потом, после их сброса, - на аэродинамических). Однако система управления имела определенные недостатки, и нам не удалось добиться полностью адекватной реакции ракеты на положение ручки «кнюппеля», хотя на первых порах много было оптимистов, особенно из числа «управленцев», которые убеждали нас в «разумном» поведении ракеты.

Необходимо отметить, что наиболее существенная (по сравнению с немецкой ракетой) модернизация ее была осуществлена И.Н. Садовским и А.М. Исаевым (модернизированная ракета получила обозначение Р-102 - ред.). И.Н. Садовский со своим коллективом сумел разработать конструкцию порохового аккумулятора давления (ПАД), существенного меньшего веса, технологичнее и безопаснее, чем стальная «бомба» с воздухом высокого давления у немцев. Одновременно А.М. Исаев создал для ракеты более мощный двигатель (9ТН) с лучшими удельными показателями, чем у Н.Л. Уманского. Тем самым был получен существенный выигрыш и в весе и в тяговооруженности - как раз то, чего немецкой ракете не хватало. И на стендовых испытаниях и при запуске первых модернизированных ракет это чувствовалось -она очень резво уходила со старта. Однако вскоре другие «системщики» стали потихоньку «съедать» полученное преимущество, и дело дошло до того, что последняя пускавшаяся ракета еле-еле оторвалась от стола, потом за счет малой скорости подъема ее снесло в сторону и в результате она упала метрах в 300 позади старта, так и не поднявшись на необходимую высоту. Этим пуском была подведена черта под испытаниями этой нужной для нашей страны ракеты».

Из приведенного отрывка видно, что в СССР ракеты Р-101 и Р-102 так и не пошли дальше экспериментальных образцов, хотя и находились в опытном производстве. (Эти работы не остались без внимания западных спецслужб и, возможно, ввели их в заблуждение. Так, вплоть до начала 60-х годов в ряде зарубежных источников, например [6], указывалось, что знаменитое кольцо ПВО вокруг Москвы вооружено ракетами «Вассерфаль» - ред.).

Оглавление