Оглавление

TAIFUN F

Жидкостной вариант ракеты «Тайфун» F, который развивался параллельно с твердотопливным «Тайфун» Р, показан на рис. 2.4.5. В процессе работы вариант F был создан в нескольких модификациях. Внешне ракета F была очень похожа на ракету Р; калибр был тот же - 100 мм, длина несколько увеличилась - 1070 мм (другие варианты - 1930 мм), зато стартовый вес уменьшился на 20% с 24,8 кг до 20,3 кг. Ракета имела ту же боевую часть.

Кардинально отличалась только силовая установка, пневмогидросхема которой приведена на рис. 2.4.6. В данной ракете использовалась простейшая схема силовой установки с жидкостным ракетным двигателем, созданная фирмой Электромеханишеверке. В качестве топлива использовалась самовоспламеняющаяся комбинация окислителя, который немцы обозначали «сальбай» - 98...100-процентная азотная кислота, и горючее, которое обозначали «визоль» - смесь бутилового эфира с анилином. Общий вес компонентов топлива был равен 8,32 кг. Подача компонентов была вытеснительной, необходимое давление создавал пороховой газогенератор.

Медленно горящий заряд пороха тина «кордит» помещался в стальной камере в носовой части ракеты. Давление в газогенераторе достигало 50 ат. Далее газы проходили через дросселирующие отверстие, диаметр которого соответствовал определенной тяге двигателя, после чего газы подходили к алюминиевым мембранам, имевшим насечки, которые обеспечивали их одновременный разрыв при давлении 5 ат. Такие же мембраны стояли на выходе из баков. Когда горючее уже поступало в камеру сгорания, азотная кислота (окислитель) еще задерживалась специальной пробкой, длинный стержень которой имел на другом конце еще одну пробку, закрывающую горловину сопла. Поток топлива, давя на эту пробку, открывал ее, и азотная кислота также начинала поступать в камеру сгорания. Происходило самовоспламенение, стержень прогорал, нижняя пробка выбрасывалась наружу и двигатель выходил на номинальный режим. Фактически это был единственный клапан на ракете. Такой порядок подачи компонентов в камеру сгорания был необходим для безударного начала горения топлива и предотвращения взрыва при старте.

Так как время работы двигателя было только 2,5 с, то камера сгорания не имела охлаждения. Тяга ЖРД составляла 615 кгс, чего хватало для достижения ракетой высоты 15,4 км.

Корпус ракеты был сделан из стальной бесшовной трубы, которая являлась также стенкой бака для горючего. Труба меньшего диаметра, выполненная из алюминиевого сплава, служила баком для окислителя. Трубы располагались коаксиально, при этом внутреннее давление в баке окислителя компенсируется внешним давлением в баке горючего. Это позволяло делать бак для азотной кислоты тонкостенным, что снижало вес.

Методы стабилизации, зажигания и пусковое оборудование были такими же как и у «Тайфуна» Р.

Интересно отметить еще одну деталь: несмотря на множество новых технических идей, стоимость одной ракеты не превышала 25 марок, что обещало их массовое применение.

Первоначально было заказано 50000 ракет «Тайфун», а с мая 1945 г. предполагалось выпускать ежемесячно по 1,5 миллиона ракет обеих модификаций. Крах Третьего Рейха сорвал эти планы. Испытания ракет были проведены в Пенемюнде. Применялась ли ракета «Тайфун» F в боевых условиях мне не известно - один источник говорит, что да, а другие - нет.

RVpn2WW099.jpg
RVpn2WW100.jpgRVpn2WW101.jpg

Рис. 2.4.5. Жидкостная неуправляемая зенитная ракета «Тайфун» F. 1 - ударный взрыватель; 2 - заряд ВВ; 3 - злектровоспламенитель газогенератора; 4 - кордитный газогенератор; 5 - разрывные мембраны; 6 - бак горючего «визоль» (виниловые эфиры); 7 - бак окислителя «сальбай» (98-100 % HNO3); 8 - разрывные мембраны; 9 - пробка для задержки подачи окислителя; 10 - камера сгорания; 11 - поршень в горловине сопла.

Оглавление