Оглавление

2.4. ГЕРМАНИЯ

Поисковые работы в области зенитных ракет проводились в Германии еще перед войной, однако их бурное развитие началось много позже. Толчком к ускорению этих работ стали воздушные удары союзников по германским городам и промышленным центрам, в то время как Люфтваффе несли потери и утратили господство в воздухе.

Первые практические работы датируются 1942 г., при этом, прежде всего, разрабатывались несколько проектов управляемых зенитных ракет, но они не обещали быстрого завершения.

Потери Германии от бомбардировок росли, в результате работы над средствами ПВО резко усилились. Прав был небезызвестный немец Карл Маркс, который сказал, что потребность двигает науку вперед лучше, чем десяток университетов.

В 1944 г., в большой спешке, преодолевая значительные трудности, начались работы над более чем 20 проектами управляемыми неуправляемых ракет. Определенное влияние на немецкие разработки оказали английские зенитные ракеты, которые создавали тросовые заграждения.

2.4.1. НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТЫ

В связи с тактикой авиации союзников - налеты большими группами тяжелых бомбардировщиков - упор был сделан на разработку неуправляемых ракет для залповой стрельбы, которые имели меньший срок разработки, и в сложившихся условиях обещали быть полезным средством ПВО. Конечно, ракеты уступали артиллерии в точности стрельбы, однако их дешевизна, возможность массового применения, простота и легкость пусковых установок делали применение реактивных снарядов оправданным. Немецкие неуправляемые зенитные ракеты представлены на рис. 2.4.1.

85-миллиметровая ракета заграждения, показанная на рис. 2.4.2, создавалась под влиянием английских ракет заграждении. Ракета состояла из металлической гильзы, в которой располагался двигатель, снабженный одной пороховой шашкой с регрессивным горением. В нижней части двигателя располагалось сопловое дно. Сопла располагалась но периметру дна и имели угол наклона для обеспечения вращения снаряда в полете. В верхнее дно двигателя! вставлялась металлическая трубка, наполненная черным порохом. Она играла роли» замедлителя. После окончания работы РДТТ порох в замедлителе продолжал гореть, в это время ракета набирала высоту по инерции. В верхней точке траектории пламя в замедлителе достигало вышибного заряда. Вышибной заряд представлял собой навеску бездымного пороха, взрыв которого выбрасывал картонный контейнер с парашютом и бухтой с тросом. Контейнер разрывался, трос разматывался и медленно опускался на парашюте.

При залповом применении этих ракет на высоте 890-1000 м создавалось тросовое заграждение, которое было работоспособно в течение нескольких минут. Последующие залпы позволяли поддерживать заграждение в боевом состоянии более длительное время.

Föhn (7,3 см R.Spr. Gr.4609) была принята на вооружение летом 1944 г. Турбореактивный снаряд «Фён» имел стартовый вес 3,2 кг, длину 330 мм и калибр 73 мм. Рэкета набирала скорость 300 м/с и достигали высоты 4,5 км. БЧ несла заряд ВВ весом 0,28 кг - это абсолютный минимум для уничтожения такой крупной цели как тяжелый бомбардировщик. Автоматический взрыватель с самоликвидатором позволял поражать самолеты противника на высотах около 1,2 км. Для стрельбы ракетой «Фён» была разработана пусковая установка с 35 винтовыми направляющими. Она монтировалась на прицепе и обслуживалась одним человеком. Данное оружие предназначалось для борьбы с маловысотными целями. Так как производство на фирме Шнайдер запаздывало, то эта ракета применялась в ограниченном количестве.

RVpn2WW095.jpg RVpn2WW096.jpg
Рис. 2.4.1. Немецкие неуправляемые зенитные ракеты. (деления шкалы по вертикали - 0,25 и 0,5 м, прим. ВВС) Рис. 2.4.2. Зенитная ракета заграждения калибром 85 мм

Оглавление