Оглавление

Союзники узнали о том, что Пенемюнде является важным военным объектом только весной 1942 г. Командование английских ВВС часто посылало свои разведывательные самолеты в этот район Балтики, но, чтобы не выдать немцам своих намерений, они фотографировали все побережье от Киля до Ростока. Однажды один из летчиков вернулся с фотоснимком, на котором был изображен небольшой самолет, установленный на наклонной пусковой установке. Это был один из опытных образцов снаряда Фау-1.

В это же время до союзников начали доходить рассказы рыбаков с расположенных в южной части Балтики шведских и датских островов. Рыбаки говорили, что видели устройства, летавшие по воздуху с большой скоростью и производившие в полете странные дребезжащие звуки.

Несколько позже американские и английские летчики сообщили об усиленном строительстве на побережье Ла-Манша странных сооружений, напоминавших по форме лыжи; все они были ориентированы в сторону Лондона.

Для использования этого нового оружия был сформирован специальный 155-й полк Люфтваффе под командованием полковника Вахтеля, который после многочисленных отсрочек из за различных технических и организационных проблем начал готовиться к первому удару по Англии. В своих планах немецкое руководство предполагало запускать 6000 снарядов V-1 в день. Первый удар решили нанести 12 июня 1944 г. запуском 78 снарядов. Вечером 12 июня немецкие дальнобойные пушки начали обстрел английских городов Мэйдстон, Отам и Фолкстоун через пролив Ла-Манш с целью отвлечь внимание англичан от подготовки к запуску Фау-1. В 4 часа обстрел прекратился, но массированно запустить V-1 не удалось. Сказывались технические недоработки и сложность нового оружия. Был отдан приказ запускать снаряды по мере готовности. 13 июня, в разное время, удалось запустить только 10 самолетов-снарядов, из них 5  взорвались сразу же после старта, а шестой, предположительно, над Ла-Маншем, однако 4 достигли южной Англии.

Наблюдательный пункт в Кенте первым заметил странный самолет, издававший резкий звук и испускавший яркий свет из хвостовой части. Он пролетел над Кентом и упал в Соунскоуме, в 4 часа 18 минут, взорвавшись с оглушительным звуком. В течение следующего часа еще три таких самолета упали на британские города, причем в Бетнал-Грине было убито 6 и ранено 9 человек; кроме того был разрушен железнодорожный мост.

Это было начало так называемого «Роботблица» - войны роботов (обстрел Англии снарядами V-1 и V-2). Первая атака, с немецкой точки зрения, окончилась провалом: массированного удара не получилось, ущерб, нанесенный противнику невелик, фактор внезапности утерян. По этим фактам была предпринята попытка начать расследование против командования полка, но вскоре дело было закрыто. Следующая атака была назначена на 15 июня 1944 г.

На этот раз устранили выявленные недостатки и подготовились значительно лучше. Атака началась 15 июня в 22 часа залпом из 55 снарядов, а затем до полудня 16 июня велся беглый огонь (по мере готовности ПУ и снарядов). За это время было запущена 244 Фау-1, из них 45 разбились сразу после старта, а около 150 были сбиты системой ПВО Лондона.

Самолет-снаряд был новым оружием, условия применения и эффективность которого были неизвестны. С одной стороны, довольно высокая скорость (в сравнении с бомбардировщиком) и малые размеры делают V-1 сложной целью для истребителей и артиллерии ПВО. С другой стороны, прямолинейный полет на постоянной высоте, а также след, который оставлял за собой Фау-1 - днем - в виде дыма, а ночью - в виде огня, вырывающегося из сопла - упрощали задачу борьбы с ним. Благодаря характерному звуку люди знали о приближении снаряда и укрывались в убежищах, что снижало потери.

Боевое применение V-1 можно разделить на три этапа:
Первый этап - от 13 июня до 5 сентября 1944 г. В это время самолеты-снаряды запускались с наземных ПУ, размещенных в северной Франции. Этот способ практиковался до захвата союзниками районов стартовых позиций.
Второй этап - от 16 сентября 1844 г. до 14 января 1945 г. После утраты стартовых позиций во Франции немцы не успевали строить новые, в результате чего были вынуждены наносить удары по Лондону с помощью V-1, запускаемых с борта самолетов Не 111.
Третий этап - с 5 по 29 марта 1945 г. В это время немцы продолжали наносить удары по Великобритании со вновь построенных стартовых позиций, расположенных в Голландии. Подверглись атакам объекты в Бельгии, в частности, Антверпен.

Наиболее сильные атаки проводились на первом этапе, когда за сутки запускалось до 120 снарядов, однако потеря баз во Франции и Голландии вынудила немецкое руководство использовать бомбардировщики Не 111, которые доставляли V-1 в район, близкий к объекту атаки. Этот способ Люфтваффе использовали неохотно, так как он требовал дополнительного привлечения бомбардировочной авиации и приводил к потерям не только V-1, но и самолетов с экипажами.

Некоторые данные о боевом применении Фау-1 приведены в таблице 1.4.

По британским данным 3004 снаряда V-1, запущенных по Англии, потерпели аварии при старте или в полете, истребители уничтожили 1846, зенитная артиллерия - 1677, на аэростатах заграждения погиб 231 самолет-снаряд (данные приблизительные, разные источники дают разные цифры).

Снаряд Фау-1 не оправдал возлагавшихся на него надежд - классическая авиация, в тот период, оказалась эффективнее. Однако идеи и изобретения, заложенные в нем, после войны тщательно изучались и использовались в США и СССР при создании ими своего ракетного оружия. С полным основанием можно сказать, что V-1 - первая крылатая ракета, как мы понимаем этот термин сейчас.

Окраска самолетов-снарядов V-1 была разнородной. Стандартной окраской были светло-голубой низ и серый верх. Иногда по серой краске наносились пятна неправильной формы темно-серого цвета. Был вариант окраски - полностью черный матовый на всех поверхностях. Так как различные агрегаты V-1 изготавливались и окрашивались в различных местах, то после окончательной сборки тона одних и тех же красок могли не совпадать.

Таблица 1.4

ЦЕЛЬ

КОЛ. СНАРЯДОВ

ПОТЕРИ

Запущено

Попало в цель

В людях

В строениях

Убито

Ранено

Разрушено

Повреждено

Лондон

10462

2419

5717

18037

23000

100000

Южная Англия

1115

487

Антверпен

8690

Льеж

3141

Брюссель

151

Оглавление