Перед войной в Советском Союзе шла оживленная дискуссия о целесообразности применения ракет в военном деле. У сторонников и противников этого были свои доводы. Так при одинаковом весе боевой части (мощности заряда) ракета в то время имела меньшую дальность стрельбы и большее рассеивание, чем снаряд ствольной артиллерии. Кроме того при пуске ракеты с земли поднимались клубы ныли и дыма, что демаскировало огневую позицию. Единственное преимущество ракеты - отсутствие отдачи при стрельбе. Это позволяло создать легкие пусковые установки со многими направляющими, что, в свою очередь, давало возможность увеличить вес залпа.
Кроме того заряды твердотопливных двигателей имеют большой недостаток, который заключается в сильной зависимости их баллистических характеристик от начальной температуры заряда. Так одна и та же ракета, запущенная днем или ночью, имеет разную дальность стрельбы.
В 1932-33 гг. в Газодинамической лаборатории в Ленинграде были созданы твердотопливные ракеты (калибром 82 и 132 мм), которые при дальности полета 5-6 км демонстрировали уже вполне удовлетворительную кучность и легли в основу реактивных снарядов, разработанных в СССР в середине 30-х годов.
Велись также работы по созданию рецептур и технологии получения ракетных порохов, пригодных для создания PC. В результате был создан порох марки «Н» на нитроглицериновом растворителе.
Многолетняя работа Реактивного научно-исследовательского института над 82-и 132-миллиметровыми PC привела в середине 30-х годов к созданию ракет на бездымном порохе, уже вполне пригодных практического использования их в сухопутных войсках и ВВС.
Первые опыты по стрельбе 82-миллиметровыми снарядами с самолета И-15 проводились в 1935-36 гг. на одном из подмосковных полигонов. Результаты были положительными. Точность стрельбы по наземной цели уже была сопоставима с точностью действия авиационного стрелково-пушечного вооружения. После проведений в 1937 г. войсковых испытаний авиационных снарядов РС-82 было принято решение о принятии их на вооружение самолетов-истребителей, а в июле 1938 г. на вооружение бомбардировочной и штурмовой авиации были приняты снаряды РС-132.
В августе 1939 г., во время событий на Халхин-Голе, эффективность ракетного оружия была впервые проверена непосредственно в боевых условиях. Была создана группа из пяти истребителей И-16, вооруженных РС-82. Их применение в ходе воздушных боев показало достаточную эффективность самолетов-ракетоносцев, которые под руководством летчика-испытателя Н.И. Звонарева, за сравнительно короткий срок сбили 13 (!) самолетов противника.
После указанных выше успешных действий самолетов-ракетоносцев на Дальнем Востоке было принято решение о существенном расширении применения PC на самолетах, которые стали устанавливаться как на истребителях И -15, И -16, И-153, так и на штурмовиках ИЛ-2 и бомбардировщиках СБ. Эти же снаряды были приняты на вооружение сухопутных войск.
Общий вид снарядов , принятых на вооружение перед войной, показан на рис.1.1.1 и 1.1.2.
РС-82. Реактивный снаряд РС-82 (рис.1.1.2.) имел вес 6,82 кг, заряд топлива составлял 1,00 кг и состоял из 7 трубчатых шашек. Скорость снаряда достигала 350 м/с, а максимальная дальность стрельбы - 5200 м. БЧ содержала 0,36 кг взрывчатого вещества в корпусе, имевшем наружную насечку для образования осколков правильной формы. Для стрельбы по воздушным целям PC снабжался дистанционным взрывателем, а для стрельбы по наземным целям - ударным. Для крепления на пусковой установке снаряд имел 4 ведущих штифта, а стабилизацию в полете осуществляли 4 стабилизатора размахом 200 мм. Половинки стабилизаторов были отштампованы из жести и потом соединялись с помощью сварки. Собранный стабилизатор крепился к уголкам на обтекателе сопла.
PC-132. Имел в целом аналогичную конструкцию. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива - 3,78 кг, заряд ВВ - 1,9 кг. Боевая часть могла снабжаться теми же взрывателями и имела аналогичные насечки для образования осколков. Размах стабилизаторов составлял 300 мм. Максимальная дальность стрельбы достигала 7100 м.
Перед самой войной эти ракеты были усовершенствованы. На их основе были созданы снаряды для сухопутных войск М-8 и М-13 (рис.1.1.3). Боевые части этих ракет имели гладкую поверхность, что позволило улучшить их баллистические характеристики.
М-8. Общий вид реактивного снаряда представлен на рис.1.1.4. Данная компоновка является классической для советских ракет. Боевая часть представляла собой точеную стальную отливку, которая снабжалась 0,64 кг ВВ и на резьбе крепилась к корпусу двигателя. Корпус РДТТ представлял собой точеную стальную трубу, в которой размещались 5 трубчатых топливных шашек общим весом 1,18 кг. Сопло крепилось к задней части двигателя также на резьбе. Перед соплом располагалась специальная решетка, которая не допускала вылета несгоревших кусков топлива из двигателя. В передней и задней частях камеры сгорания находились воспламенители - специальные картонные футляры с пиротехническим составом, которые поджигались от злектроискры и воспламеняли основной заряд топлива. Снаружи сопло закрывалось герметической диафрагмой, которая не допускала намокания топлива и создавала хорошие условия для его воспламенения. Снаружи сопло закрывалось легким жестяным обтекателем, к которому крепились стабилизаторы. Ведущие штифты приваривались к корпусу камеры сгорания. Общий вес ракеты составлял 8 кг, скорость - 315 м/с , дальность полета - 5515 м.