Оглавление

SPAD S XIII (Spa 13 C-l) / СПАД S XIII

Очередная модификация на базе Спада S VII с повышенной мощностью двигателя, усиленным вооружением и рядом доработок в конструкции планера. Создан Луи Бешеро в начале 1917 года.

Прототип впервые поднялся в воздух 4 марта. В том же месяце начато серийное производство. Самолет строился большими сериями, став самым массовым истребителем первой мировой. К 1919 году, когда выпуск машины прекратился, было построено около 9300 аппаратов. Из них на фирме SPAD - 1941, АСМ - 361, Бернар -1750, Блерио - 2300, Борель - 300, Келльнер - 1280, Левассер - 340, Ньюпор - 700 и SAFCA - 300 экземпляров.

Первые «Спады» S XIII вступили в бой на западном фронте в начале лета 1917 года. На тот момент самолет считался лучшим истребителем союзников по совокупности летных, боевых и эксплуатационных характеристик. Правда, превосходство в летных данных над его предшественником - «Спадом» S VII сопровождалось некоторым снижением устойчивости и усложнением техники пилотирования.

С начала 1918 года и до конца войны S XIII был основным истребителем французских ВВС. А с июля того же года на этих машинах воевало также большинство пилотов американских экспедиционных воздушных сил в Европе (AEF). Всего американцы получили 893 S XIII, из которых 435 пережили войну и впоследствии были вывезены в США. Эти самолеты составляли основу американской истребительной авиации до начала двадцатых годов. 60 машин в 1917 году передано Великобритании. На них до апреля 1918-го воевал на западном фронте один английский дивизион.

К концу войны у немцев появились истребители "Фоккер" D.VII и "Сименс-Шуккерт", превосходящие "Спады" на вертикалях. Но численный перевес позволил союзникам сохранить господство в воздухе. Кроме того, уже в послевоенные годы «тринадцатые» состояли на вооружении ВВС Греции (12 экз.), Италии (273 экз.), Японии (40 экз.), Чехословакии (около 100 экз.) и Польши (40 экз.). Единичные экземпляры имели Россия, Турция, Перу, Таиланд и Иран. Самолет принимал участие в греко-турецкой и польско-советской войнах.

ДВИГАТЕЛЬ: «Испано-Сюиза» 8Ва (200 л.с.) или  8Ве (220 л.с).
ВООРУЖЕНИЕ: 2 синхр. «Виккерс».

Ftr1WW247.jpg

Ftr1WW248.jpg

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

8,08

Длина, м

6,25

Площадь крыла, кв.м

20,20

Сухой вес, кг

601

Взлетный вес, кг

856

Скорость максимальная, км/ч

217

Скорость подъема на высоту 2000 м, мин, сек

4,40

Потолок, м

6800

 

Оглавление