Оглавление

«БЕРДМОР» (BEARDMORE) И СИДДЛИ «ПУМА» (SIDDLEY «PUMA»)

Единственным английским авиадвигателем водяного охлаждения, доведенным до серийного производства и практического применения в 1914 году, был рядный шестицилиндровый мотор, сконструированный Уильямом Бердмором. Этот довольно тяжелый 120-сильный мотор устанавливался в частности на самолеты RAF F.E.2 и «Армстронг-Уитворт» F.K.8. Весной 1916 года, путем увеличения рабочего объёма, его мощность повысили до 160 л.с. При этом удельная масса снизилась с 2,06 до 1,68 кг/л.с.

Летом 1916-го британские моторостроители получили срочное задание на разработку двигателя мощностью свыше 200 л.с. В ответ на это Бердмор совместно с инженерами Халфордом и Пуллинджером провел коренную модернизацию своего мотора, доведя его мощность до 230 л.с.

Новый двигатель, первоначально обозначенный ВНР (Бердмор-Халфорд-Пуллинджер), имел алюминиевый блок цилиндров, отлитый зацело с впускными патрубками. Из алюминия отливался также картер, карбюраторы, клапанная коробка и ряд других узлов.

Благодаря этому удельная масса уменьшилась до 1,18 кг/л.с. - лучший на тот момент показатель для двигателей жидкостного охлаждения. Мотор, запущенный в крупносерийное производство на фирме Сиддли-Дизи, получил название «Пума». Такие силовые установки стояли на знаменитых разведчиках Де-Хэвилленда DH.4 и DH.9

«ИСПАНО-СЮИЗА»  (HISPANO-SUISA)

В 1915 году конструктор Марк Биркит, работавший в испанско-швейцарской фирме Испано-Сюиза (сокращенно - Hisso), создал чрезвычайно удачный двигатель водяного охлаждения, получивший широкое признание в авиации многих стран.

Двухрядный V-образный восьмицилиндровый мотор впервые был спроектирован по так называемой моноблочной схеме, при которой каждый блок из четырех цилиндров вместе с рубашками охлаждения представляет собой единую алюминиевую отливку. В нее на резьбе вворачивались стальные гильзы цилиндров. Такая схема обеспечивала легкость, жесткость и технологичность конструкции.

Сперва появился 150-сильный «Испано-Сюиза» 8Аа массой 202 кг. Затем - 180-сильный 8Ав (232 кг), 200-сильный 8Ва и 220-сильный 8Ве с понижающим редуктором. Модификация 8С (200 л.с.) предусматривала установку пулемета или малокалиберной пушки в развале блоков цилиндров.

«Испано-Сюиза» стал самым массовым авиадвигателем жидкостного охлаждения времен Первой мировой войны. В 1915-1919 годах на испанских, французских, английских, американских и русских заводах построено свыше 25000 этих моторов, на которых летало большинство истребителей Антанты.

«РЕНО» (RENAULT)

В 1914-1917 годах популярная французская автомобильная фирма представила несколько последовательных модификаций авиационных двухрядных V-образных моторов водяного охлаждения.

Восьмицилиндровые модели развивали от 70 до 200 л.с, а двенадцатицилиндровые - от 220 до 310. По словам русского военного представителя в Париже, присутствовавшего на испытаниях 220-сильного «Рено»: «Это хороший, верный и ровно идущий мотор, но, к сожалению, производство его трудно и он слишком много требует бензина». К сказанному можно добавить, что почти все модификации «Рено» обладали чрезмерной удельной массой (1,77-2,63 кг/л.с.) и только на поздних моделях этот показатель удалось привести в норму.

Созданные в 1917 году «Рено 12» Fcx мощностью 300 л.с. и «Рено 12» Fcy в 310 л.с. получились очень удачными. Этим моторам в значительной мере обязаны своим успехом отличные французские разведчики и легкие бомбардировщики «Бреге 14».

РОЛЛС-РОЙС «ИГЛ» (ROLLS-ROYSE «EAGLE»)

Английская фирма Роллс-Ройс, известная своими престижными лимузинами, уже в годы Первой мировой достигла больших высот в производстве авиадвигателей.

Наибольший успех пришелся на долю мотора «Игл». Этот 12-цилиндровый двухрядный V-образный мотор водяного охлаждения был создан в 1916 году на базе более раннего двигателя «Фолкон» аналогичной конструкции. «Игл» имел привинченные к картеру отдельные стальные цилиндры с приварными стальными рубашками и редуктор, понижающий в соотношении 56/95 обороты винта.

Первый серийный образец «Игл III» развивал мощность 285 л.с. при собственном весе 409 кг. В 1917 году появился «Игл VIII», мощность которого была повышена за счет увеличения рабочего объема до 360 л.с, а масса возросла лишь на 11 кг.

FrArp1WW511.jpg FrArp1WW512.jpg FrArp1WW513.jpg
«Испано-Сюиза» 8 Аb, 180 л.с., на испытательном стенде. «Рено», 190 л.с. BMW III, 185 л.с.

Оглавление