Оглавление

ЮНКЕРС CL-I / JUNKERS CL-I

Цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной дюралевой обшивкой всех поверхностей.

Конструкция самолета чрезвычайно перспективна для своего времени. Каркас крыла - клепаная пространственная ферма из дюралевых труб. Фюзеляж - полу-монокок, в котором роль продольных силовых элементов выполнял гофр.

Машина спроектирована на фирме Юнкере Флюгцойгверк в начале 1918 года как развитие типа одноместного истребителя «Юнкерс» D-I. Первый полет прототипа с фабричным обозначением J 10 состоялся 4 мая.

Конструкция и внешний вид самолета были настолько необычны, что для него не нашлось даже соответствующего военного обозначения. Поэтому J 10 получил наиболее близкий по классу индекс «CL», т. е. легкий двухместный вооруженный ... биплан. Его намеревались использовать в качестве штурмовика и легкого бомбардировщика.

Военные заказали 50 экземпляров, из которых до конца войны удалось сделать 47 (по другим данным - лишь 37). Некоторые из них применялись осенью 1918-го в двух штурмовых эскадрильях на западном фронте. Никаких данных об их боевой деятельности не сохранилось.

Больше известно об использовании этих машин германским добровольческим корпусом генерала фон дер Гольца в Прибалтике в 1919 году. Это соединение воевало на стороне белогвардейцев против Красной армии. Его поддерживал авиаотряд, состоящий главным образом из «Юнкерсов» D-I и CL-I, не успевших попасть на фронты Первой мировой.

Летчики и механики оценивали их как исключительно надежные, выносливые и неприхотливые машины со вполне приличными летными данными. По свидетельствам пилотов, ни один другой самолет не выдержал бы и трех недель в тех условиях, в которых нечувствительные к сырости, дождю и снегу «Юнкерсы», базируясь под открытым небом, безотказно служили более полугода.

В послевоенное время некоторые CL-I также использовались для почтовых перевозок.

ДВИГАТЕЛЬ «Mepceдec» D.llla, 180 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ 2 синхронных «Шпандау», 1 турельный «Парабеллум», до 30 кг мелких бомб.

FrArp1WW451.jpg

Прототип «Юнкерс» J 10 

FrArp1WW452.jpg

Один из серийных «Юнкерсов» CL-I перед отправкой на фронт

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

12,0

Длина, м

7,9

Площадь крыла, кв.м

23,4

Сухой вес, кг

710

Взлетный вес, кг

1274

Скорость максимальная, км/ч

 161

Время набора высоты, м/мин

1000/3,9

Оглавление