Оглавление

ХАЛЬБЕРШТАДТ CL-II/CL-IIa/CL-IV/C-V  / HALBERSTADT CL-II/CL-IIa/CL-IV/C-V

В начале 1917 года немецкое военное командование разработало комплекс требований для легкого двухместного многоцелевого биплана - новой категории боевых машин, обозначенной индексом «CL».

Эти самолеты должны были оснащаться моторами в 160-180 л.с. и быть достаточно скоростными, маневренными и хорошо вооруженными, чтобы действовать без истребительного эскорта, а при необходимости они и сами могли выступать в роли истребителей.

Первой серийной машиной нового класса стало изделие фирмы «Хальберштадтер Флюгцойгверк» - «Хальберштадт» CL-II - двухместный самолет с размерами одноместного. Опытный экземпляр CL-II поднялся в воздух 7 мая 1917 г.

Этот миниатюрный цельнодеревянный биплан оказался весьма успешным в роли штурмовика и легкого бомбардировщика, особенно, действуя большими группами. Впервые такие массированные атаки с воздуха немцы предприняли в ноябре 1917-го в битве у Камбрэ. В дальнейшем количество «Хальберштадтов» во фронтовых частях постоянно увеличивалось.

Кроме CL-II, выпускался CL-IIа с двигателем повышенной мощности. В январе 1918-го на его базе был разработан «Хальберштадт» CL-IV с укороченным фюзеляжем, винтом без кока, округлой носовой законцовкой и слегка видоизмененными контурами оперения.

К началу августа в немецких «шлахтштаффелях» (штурмовых авиаэскадрильях) на западном фронте числилось 175 «Хальберштадтов» CL-lla и 136 - CL-IV.

Также в январе 1918-го главный конструктор «Хальберштадтер Флюгцойгверк» Карл Тейсс создал очередную модификацию удачной машины со значительно увеличенным размахом. Поскольку установленный на ней мотор уже не укладывался в мощностные ограничения класса «CL», самолету присвоили индекс C-V.

«Хальберштадты» C-V, как правило, не несли бомбовой нагрузки. Зато их оборудовали аэрофотоаппаратами, радиостанциями и электрообогревом кабин. В такой комплектации большинство этих машин применялось в качестве дальних высотных разведчиков.

Помимо фирмы-разработчика, CL-IV строили на заводе «Роланд», a C-V выпускали по лицензии на предприятиях фирм Авиатик, BFW и DFW. По окончании войны единичные экземпляры «Хальберштадтов» оказались в Голландии, Эстонии, Польше, на Украине и в Советской России. В 1922 году правительство РСФСР закупило в Германии еще 20 машин.

ДВИГАТЕЛЬ «Мерседес D.III», 160 л.с. (CL-II) или BMW, 185 л.с. (CL-lla и CL-IV) или «Бенц», 200 л.с. (C-V).

ВООРУЖЕНИЕ 1-2 синхронных «Шпандау» и 1 турельный «Парабеллум», до 50 кг бомб.

FrArp1WW424.jpg

«Хальберштадт» CL-IV советских ВВС (публикуется впервые)

FrArp1WW425.jpg

и «Хальберштадт» CL-IV, восстановленный до летного состояния (современный снимок).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ («Хальберштадт» CL-II)

Размах, м

10,8

Длина, м

7,3

Площадь крыла, кв.м

27,5

Сухой вес, кг

796

Взлетный вес, кг

1160

Скорость максимальная, км/ч

165

Время набора высоты, м/мин

1000/5

Потолок, м

5000

Оглавление