Оглавление

ФАРМАН F.30/40/41/56/60/61 FARMAN F.30/40/41/56/60/61

В середине 1915 года Анри и Морис Фарман объединили усилия по созданию новых образцов самолетов для французских ВВС. Первым результатом совместной работы стал «Фарман» F.30, вобравший в себя лучшие качества предыдущих разработок обоих братьев-авиаконструкторов. F.30 - двухместный полутораплан смешанной конструкции типичной для всех «Фарманов» схемы с толкающим винтом и ферменным фюзеляжем. Лонжероны, межкрыльевые стойки, продольные балки хвостовой фермы, стойки шасси и каркас оперения - тонкостенные стальные трубы. Гондола имела деревянный каркас и фанерно-дюралевую обшивку. Крылья и оперение покрыты полотном.

«Фарман» F.30 не обрел широкой известности на западном фронте. В России же, напротив, он стал одним из наиболее массовых аэропланов того времени. Только завод «Дукс» построил в 1916-1921 годах свыше 400 экземпляров машины. Это объясняется тем, что F.30, наряду с «Вуазеном», оказался наиболее подходящим для установки самого распространенного в России авиадвигателя «Сальмсон». В 1918-1920 гг. самолет применялся на всех фронтах гражданской войны. Затем, до 1923 года, F.30 использовались как фоторазведчики и бомбардировщики в боях с басмачами.

Первые F.30 попали на франко-германский фронт в декабре 1915 года, но вскоре вместо них фирма Фарман запустила в серию F.40, отличавшийся увеличенными размерами, двигателем, системой шасси и более обтекаемой гондолой, выклеенной из шпона. В дальнейшем выпускался целый ряд вариантов этой машины, активно применявшихся во французской и бельгийской военной авиации. 47 французских и 2 бельгийских эскадрильи летали в 1916 году на F.40 и его модификациях. Но устарелость концепции «Фармана» была уже очевидной. Неустранимый порок всех самолетов подобной схемы - отсутствие защиты хвоста делал их легкой добычей для все более многочисленных германских истребителей.

В феврале 1917 года французский Директорат аэронавтики издал приказ о запрете дальнейшего строительства боевых самолетов, в том числе и разведчиков, с задним расположением силовой установки. Вскоре после этого «Фарманы» начали снимать с вооружения. Некоторое время они еще использовались в роли ночных бомбардировщиков.

МОДИФИКАЦИИ
F.30
- двигатель «Сальмсон» различной мощности (от 130 до 175 л.с.).
F.40
- двигатель «Рено» водяного охлаждения, 150 или 160 л.с.
F.4
1 - уменьшен размах верхнего крыла.
F.56
- двигатель «Рено» 170 л.с. увеличен размер радиаторов.
F.60
- двигатель «Рено» 190 л.с.
F.6
1 - двигатель тот же, крылья по типу F.41.

ВООРУЖЕНИЕ 1 пулемет «Гочкисс», «Льюис» или «Кольт» на шкворневой или турельной установке, до 220 кг бомб.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

F.30

F.40

Размах, м

15,81

17,6

Длина, м

9,2

11,0

Площадь крыла, кв.м

50,0

53,0

Сухой вес, кг

830

750

Взлетный вес, кг

1120

1180

Скорость макс, км/ч

135

136

Набор высоты, м/мин

2000/13

2000/14

Потолок, м

4500

4500

FrArp1WW275.jpg

F.30, захваченный красной армией на Туркестанском фронте (публикуется впервые).

FrArp1WW276.jpg

Русский «Фарман» F.30 со 160-сильным двигателем и пулеметом «Кольт» на шкворневой установке (публикуется впервые).

Оглавление