Оглавление

МОРАН-СОЛНЬЕ P «МОРЧЕТ» / MORANE-SAULNIER P

Развитие типа «Морана-парасоля» с более мощным мотором, увеличенными размерами, усиленной конструкцией и рядом аэродинамических усовершенствований. Изменено вертикальное оперение, установлен кок винта, фюзеляжу придана более обтекаемая многогранная форма. Крылья с элеронами. Самолет спроектирован в 1915 году, в 1916 запущен в серию. Построено 565 экземпляров.

В 1916-1917 годах «Моран Р» применялся французскими ВВС в качестве разведчика на западном фронте совместно с «Парасолями» ранних модификаций. Он заметно опережал своих предшественников по основным летным данным, но был более капризен, строг в пилотировании и не завоевал симпатии летчиков. Ни одной французской эскадрильи не было целиком оснащено «Моранами Р», хотя во многих подразделениях летало по нескольку аэропланов этого типа. В 1916 году 142 машины передано англичанам. 2 дивизиона британских «Моранов» принимали участие в сражении на Сомме.

Несколько экземпляров (предположительно, не более 10) поступило в Россию. Здесь их называли «Моран четвертый» или сокращенно - «Морчет». На русско-германском фронте «Морчеты» недолго применялись, в частности 19-м корпусным авиаотрядом и первой боевой авиагруппой Казакова. В казаковской авиагруппе эти машины поначалу считались двухместными истребителями, но к весне 1917-го их сменили одноместные «Ньюпоры» и «Спады».

ДВИГАТЕЛЬ «Рон», 110 или 120 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ Первоначально 1 шкворневый (позднее - турельный) «Льюис» в задней кабине, затем стали дополнительно устанавливать 1 синхронный «Виккерс». На российские «Морчеты» ставили также пулеметы «Кольт» или «Мадсен».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

11,2

Длина, м

7,2

Площадь крыла, кв.м

18,0

Сухой вес, кг

433

Взлетный вес, кг

733

Скорость максимальная, км/ч

163

Время набора высоты, м/мин.

2000/7,5

Потолок, м

4800

FrArp1WW232.jpg FrArp1WW233.jpg

Русские «Морчеты» французской постройки без вооружения.

Оглавление