Оглавление

БРЕГЕ 14  / BREGUET 14

Двухместный биплан с мощным V-образным двигателем жидкостного охлаждения. Разработан в конце 1916 известным французским инженером и предпринимателем Луи Бреге. Конструкция машины очень перспективна для своего времени. В силовом наборе преобладал дюраль. Обшивка передней части фюзеляжа - профилированные алюминиевые листы, остального - полотно. Вдоль всей задней кромки нижнего крыла навешивались посадочные щитки-закрылки.

Первый полет состоялся 15 апреля 1917. Испытания прошли успешно, и уже в мае налажено серийное производство: Массовый выпуск продолжался до 1926 г. Всего построено более 8000 машин. Большинство из них двух модификаций: «Бреге 14» А.2 - разведчик и «Бреге 14» В.2 -бомбардировщик. Разведчики комплектовались аэрофотоаппаратами. Бомбардировщики отличались автоматическими бомбосбрасывателями «Мишлен» под крылом и прямоугольными иллюминаторами в бортах кабины летнаба. На многих машинах сиденья экипажа были бронированы. По мнению экспертов, «Бреге 14» заслуживает звания лучшего фронтового самолета первой мировой войны. Высокие летные и боевые данные позволяли применять его в любой обстановке без истребительного прикрытия. На заключительном этапе войны «четырнадцатые» состояли на вооружении 55 французских и 2 бельгийских эскадрилий западного фронта, которые сбросили на врага 1853 тонны бомб. 290 аппаратов передано американскому экспедиционному корпусу. «Янки» воевали на «Бреге» с июля 1918 до окончания боевых действий.

Уже в августе 1917 года, т.е. всего через два месяца после запуска в серию, «Бреге 14» обеих модификаций попали в Россию. Это опровергает распространенное мнение, что французы поставляли своим русским союзникам только устаревшие типы боевых машин. Здесь самолет получил название «Бреге с крылышками» (вероятно, имелись в виду закрылки). «Бреге» применялся на русском фронте до Брестского мира, а затем и в гражданской войне. В 1919 году около десятка машин получила армия Деникина. Четыре из них позднее были захвачены красными.

В начале 20-х «Бреге 14» активно закупали военные и гражданские организации многих стран. Он участвовал в польско-советской и греко-турецкой войнах.

ДВИГАТЕЛЬ «Рено 12» Fcx, 300 л.с. или «Рено 12» Fcy, 310 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ 1 синхронный «Виккерс» и 2 турельных пулемета «Льюиса». Иногда дополнительно - шкворневый пулемет в нижней люковой установке. Бомб. нагрузка «Бреге 14» В.2 - до 235 кг.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

14,86

Длина, м

8,87

Площадь крыла, кв.м

51,00

Сухой вес, кг

1100

Взлетный вес, кг

1765

Скорость максимальная, км/ч

178

Время набора высоты, м/мин.

3000/34

Потолок, м

5800

FrArp1WW163.jpg

FrArp1WW164.jpg

«Бреге 14» В.2 советских ВВС. На самолетах сохранился французский песочно-зеленый камуфляж

Оглавление