Оглавление

ЛЕБЕДЬ-12 (ЛЕБЕДЬ-ХII, «АЛЬБАТРОС С САЛЬМСОНОМ»)

Цельнодеревянный двухстоечный биплан со смешанной обшивкой. Фюзеляж покрыт фанерой, крылья и оперение обшиты полотном. Аппарат спроектирован на базе трофейного немецкого разведчика «Альбатрос» C-II, захваченного русской армией летом 1915 года. В начале осени поврежденный аэроплан доставили на петроградский авиазавод В.А.Лебедева с предложением разработать аналогичную машину, установив на нее вместо рядного двигателя «Мерседес» звездообразный «Сальмсон» российского производства. К концу года завод справился с заданием и представил на испытания первый экземпляр самолета, получившего обозначение «Лебедь-12». 28 декабря он впервые поднялся в воздух. Испытания показали, что несмотря на значительно возросшее лобовое сопротивление, машина летает не хуже ее германского прототипа.

19 апреля 1916 года ГВТУ (главное военно-техническое управление русской армии) подписало с Лебедевым контракт на постройку до конца года 225 самолетов «Лебедь-12». Внедрение в серию сопровождалось многочисленными доработками и решением целого ряда проблем. В результате первые 10 машин были сданы военному ведомству только в августе, а следующие - в октябре 1916-го. 10 октября принято решение, что «Лебеди» должны заменить во фронтовых авиаотрядах морально устаревшие разведчики «Вуазен». Тем не менее, по многим причинам (от перебоев в поставках сырья до забастовок) постройка «Лебедей» все время шла с отставанием от графика. Всего до октября 1917 года сдано военной приемке 192 аппарата. Еще 24 машины были выпущены с ноября 1917-го до марта 1919 года, т.е. уже после революции. Некоторые самолеты выполнялись в учебном варианте: без вооружения, с кабиной учлета впереди, а инструктора - сзади. Иногда их обозначали «Лебедь Т.12»

«Лебедь-12» нельзя назвать стопроцентно успешной машиной. Он с трудом выходил из пикирования, кроме того неудачная система выхлопа нередко  приводила к засасыванию выхлопных газов в кабину, а иногда и к пожарам в воздухе. Однако при этом «Лебеди» широко использовались на фронтах как первой мировой, так и гражданской войны. В 1918 году они действовали против белогвардейцев на Севере России , а в 1919-м против войск Юденича под Петроградом.

ДВИГАТЕЛЬ «Сальмсон», 140, 150 или 160 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ 1 «Кольт» или «Льюис» на шкворневой или турельной установке, до 30 кг бомб.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

13,1

Длина, м

7,9

Площадь крыла, кв.м

42,0

Сухой вес, кг

862

Взлетный вес, кг

1212

Скорость максимальная, км/ч

133

Время набора высоты, м/мин

1000/8,5

Потолок, м

3500

FrArp1WW139.jpg

«Лебедь» на русско-германском фронте

FrArp1WW140.jpg

Учебный «Лебедь Т.12» на лыжном шасси

Оглавление