Оглавление

РАФ R.E.8 («АРИЭЙТ») / RAF R.E.8

Осенью 1915 года завод РАФ получил заказ на разработку нового разведывательного аэроплана для замены В.Е.2с, который оказался неспособным к эффективной самозащите от вражеских истребителей. В ответ на это задание инженер У. Эйч. Бэрлинг спроектировал двухместный цельнодеревянный полутораплан с классическим расположением экипажа (летчик спереди, летнаб сзади) и пулеметной турелью в задней кабине.

Самолет, обозначенный R.E.8, прошел фронтовые испытания во Франции в июне 1916-го. Благодаря достаточно мощному мотору и неплохой аэродинамике он продемонстрировал хорошие для своего времени скоростные данные. При этом маневренность и скороподъемность характеризовались как весьма посредственные. Но наиболее опасными дефектами новой машины была неустойчивость, сложность управления и тенденция к сваливанию в штопор. Самолет отправили на доработку, выразившуюся в изменении центровки и переделке хвостового оперения. Пилотажные свойства улучшились, и R.E.8 запустили в серию. Всего за 18 месяцев построено 4077 аппаратов.

Первый дивизион на западном фронте получил новый разведчик в ноябре 1916 года. В дальнейшем их количество стало быстро расти. Освоение машины сопровождалось чередой аварий и катастроф. Помимо непривычной строгости в управлении, пилоты отмечали и повышенную пожароопасность R.E.8. Доходило до того, что многие экипажи отказывались пересаживаться на него с устаревших В.Е.2с. Но постепенно летчики привыкли к новому самолету и стали ценить его защитное вооружение, позволявшее успешно сражаться с германскими истребителями. А после того как известный немецкий ас фон Достлер (26 побед) был сбит стрелком с R.E.8, авторитет машины еще более возрос.

R.E.8 широко применялся до конца войны на Западе, в Италии и Палестине в качестве разведчика, аэрофотосъемщика, артиллерийского наблюдателя и фронтового бомбардировщика. На нем воевали в разное время 17 дивизионов RFC и RAF. 22 аппарата с двигателями «Испано-Сюиза» использовала бельгийская военная авиация.

За годы гражданской войны в России некоторое количество сильно изношенных R.E.8, названных здесь «Ариэйтами», англичане передали белогвардейцам на Северном Кавказе. Об их применении мало что известно. Несколько этих машин, находившихся в негодном состоянии, в начале 1920-го было оставлено белыми при отступлении из Новороссийска. Еще 5-8 аппаратов с мая по ноябрь того же года составляли 8-й авиаотряд в армии Врангеля.

ДВИГАТЕЛЬ РАФ 4а - 12-цилиндровый, двухрядный, воздушного охлаждения, 150 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ 1-2 турельных «Льюиса» и 1 синхр. «Виккерс», до 118 кг бомб

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

12,98

Длина, м

8,50

Площадь крыла, кв.м

35,00

Сухой вес, кг

818

Взлетный вес, кг

1215

Скорость максимальная, км/ч

164

Время набора высоты, м/мин

21/2000

Потолок, м

3400

FrArp1WW080.jpg

R.E.8 на аэродроме Бруклэндс. Снимок сделан 22 сентября 1917 г.

Оглавление