Оглавление

ДЕ ХЭВИЛЛЕНД DH.9A / DE HAVILLAND DH.9A

Первый опыт боевого применения DH.9 показал, что самолет не оправдал возлагавшихся на него ожиданий. В конце 1917 года было принято решение модернизировать машину путем установки новейшего американского 400-сильного двигателя «Либерти», наиболее мощного из всех, какими на тот момент располагали западные союзники. Так появился DH.9A, признанный лучшим английским фронтовым самолетом первой мировой войны. Повышение энерговооруженности позволило улучшить летные данные и вдвое увеличить бомбовую нагрузку. По этому показателю DH.9A лишь ненамного уступал большинству легких бомбардировщиков начала второй мировой!

Переоборудование машины выполнили специалисты фирмы Уэстланд Эркрафт. Кроме нового мотора они установили крылья увеличенного размаха и хорды, деревянные раскосы в каркасе фюзеляжа заменили стальными расчалками и вместо ненадежного выдвижного радиатора поставили лобовой радиатор «автомобильного типа» с регулируемой решеткой жалюзи.

DH.9A получил хорошие отзывы военных, однако дискуссии о непомерно высокой цене американских моторов надолго задержали начало серийного выпуска. В результате первые 18 машин вышли из заводских цехов лишь в июле 1918-го. В августе новыми «Де Хэвиллендами» вооружили два дивизиона «Независимых воздушных сил», а до окончания боевых действий их получили еще 4 английских и 1 американский дивизион западного фронта.

Самолет не успел сыграть заметной роли в первой мировой войне. Большинство из 6300 экземпляров машины было сдано уже после подписания перемирия. Около 4000 из них под обозначением USD-9A построено в США. Сборку DH.9A вели 10 английских и 13 американских предприятий. Он состоял на вооружении Великобритании и США до конца 20-х годов.

В 1919 году неустановленное пока количество DH.9A, наряду с более ранними модификациями «Де Хэвиллендов», получили деникинские «Вооруженные силы юга России». Об их применении в гражданской войне почти ничего не известно, кроме того, что в конце концов несколько машин попало в руки красных.

В 1923-1931 гг. в СССР на заводах ГАЗ №1 им. ОДВФ и №10 выпущено более 2800 разведчиков Р-1, скопированных с DH.9A. До середины тридцатых годов этот самолет был самым массовым в советских ВВС.

ДВИГАТЕЛЬ «Либерти-12», 12-цилиндровый, V-образный, водяного охлаждения, 400 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ 1 синхр. «Виккерс», 2 турельных «Льюиса», 410 кг бомб.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

14,00

Длина, м

9,22

Площадь крыла, кв.м

46,10

Сухой вес, кг

1280

Взлетный вес, кг

2120

Скорость максимальная, км/ч

193

Время набора высоты, м/мин

10/2000

Потолок, м

4710

FrArp1WW055.jpg

Английский DH.9A, захваченный красноармейцами на одном из аэродромов юга России (публикуется впервые)

Оглавление