Оглавление

ДЕ ХЭВИЛЛЕНД DH.9 / DE HAVILLAND DH.9

Цельнодеревянный двухместный биплан с полотняной обшивкой. Развитие типа DH.4 с рядом нововведений. Пилотская кабина сдвинута назад, вплотную к кабине летнаба, а на ее прежнем месте установлен топливный бак. Применены крылья с лучшими несущими свойствами и выдвижной подфюзеляжный радиатор.

Заказ на серийную постройку машины был выдан в июле 1917-го, однако затянувшиеся проблемы с доводкой силовой установки привели к тому, что первые два дивизиона RAF, вооруженные DH.9, прибыли на фронт только в апреле следующего года. Вопреки ожиданиям, летные данные самолета оказались не лучше, чем у его предшественника. А появление у немцев истребителей нового поколения обусловило тяжелые потери среди экипажей «Де Хэвиллендов». Тем не менее в течение лета 1918-го DH.9 активно применялись на западном фронте, в Палестине, Македонии и Месопотамии в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков. В разное время на них летало 12 дивизионов RAF. Из них два дивизиона входили в состав так называемых «Независимых воздушных сил», совершавших дальние рейды на стратегические объекты Германии. После неудачной бомбардировки города Майнц 31 июля 1918 года, когда из 12 машин 7 было сбито и еще у трех в полете отказали двигатели, DH.9 начали выводить из частей первой линии, заменяя их более современными DH.9A.

По окончании первой мировой войны часть самолетов, ранее действовавших против Турции в Закавказье, была передана белой армии. Кроме того, на помощь белому движению прибыли в Россию 47-й и 221-й дивизионы RAF, вооруженные «Кэмелами» и DH.9. Еще несколько десятков машин этого типа поступило в 1919 году в распоряжение генерала Деникина. Весной 1920 года 27 «Де Хэвиллендов», из них 25 DH.9, составляли основу ВВС крымской группировки белогвардейцев. Им принадлежит решающая роль в разгроме красного кавкорпуса Жлобы и отражении летнего наступления большевиков на Крым. Позднее врангелевские DH.9 участвовали в боях в Северной Таврии и на Каховском плацдарме. К началу ноября из-за сильного износа и отсутствия запчастей ни один из них уже не мог подняться в воздух.

Выпуск «девяток» продолжался и в послевоенные годы. 12 английских заводов построили в общем счете 3204 аппарата (частично - в гражданском исполнении). Кроме того около 500 машин с двигателями «Испано-Сюиза» было выпущено в 1920-х годах в Испании и 30 - в Бельгии. DH.9 английской постройки стояли на вооружении в Польше, Голландии, Эстонии, Швейцарии и Южной Африке.

ДВИГАТЕЛЬ ВНР («Бердмор-Халфорд-Пуллинджер»), названный позже Сиддли «Пума», 230 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ  1 синхр. «Виккерс» и 2 «Льюиса» на турели «Скэрф», до 200 кг бомб.

FrArp1WW046.jpg

Врангелевский DH.9 в мастерских симферопольского авиапарка, ноябрь 1920 г.

FrArp1WW047.jpg

DH.9 47-го дивизиона, воевавшего в 1919 г. на Волге в составе белой армии. Передняя часть фюзеляжа и крылья окрашены в серый цвет

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах, м

12,90

Длина, м

9,20

Площадь крыла, кв.м

40,40

Сухой вес, кг

1040

Взлетный вес, кг

1670

Скорость максимальная, км/ч

179

Время набора высоты, м/мин

2000/11

Потолок, м

4710

Оглавление