Оглавление

ВИККЕРС FB.5/9 «ГАН БАС» WICKERS FB.5/9 GUN BUS

Известный британский оружейный концерн Виккерс одним из первых выдвинул идею вооруженного боевого самолета. В 1913 году на очередном ежегодном авиашоу Виккерс представил самолет FB.4 - двухместный биплан смешанной конструкции с толкающим винтом и шаровой установкой пулемета «Максим» в носовой оконечности фюзеляжной гондолы. Машина вызвала интерес, но не более. Официальных заказов не последовало.

Однако руководство фирмы сохраняло уверенность в перспективности аппарата и на свой страх и риск заложило в начале 1914-го серию в 50 экземпляров. При этом громоздкий и тяжелый «Максим» заменили более легким и удобным в обслуживании «Льюисом» на шкворневой установке. Самолет получил обозначение FB.5 и прозвище «Ган бас», что можно перевести как «вооруженная повозка».

Виккерс не ошибся в прогнозах, и с началом войны «Ган бас» был немедленно принят на вооружение. Правда, в первые месяцы боев отсутствие воздушного противника по-прежнему заставляло многих считать, что пулемет на самолете - всего лишь бесполезная нагрузка. В результате первый дивизион FB.5 прибыл на фронт только в феврале 1915-го. До июля самолеты вели воздушную разведку.

Потом ситуация резко изменилась. Появление у немцев истребителей Фоккера выявило беззащитность большинства английских машин перед этой новой угрозой. Поскольку «Ган бас» был единственным в RFC вооруженным самолетом, его переквалифицировали в истребитель! В таком качестве FB.5 применялся до конца года, сбив несколько германских аэропланов. Затем его вновь перевели в разведчики, а в июле 1916 сняли с вооружения.

В декабре 1915-го появилась новая модификация «Ган баса» - FB.9, также выпускавшаяся серийно. Она отличалась усовершенствованным шасси без противокапотажных лыж, турельный пулеметом и мотором повышенной мощности.

Небольшое количество этих машин использовалось на западном фронте и в учебных частях до начала 1917 года.

ДВИГАТЕЛЬ «Гном-моносупап», 100 л.с. (FB.5) или «Рон», 110 л.с. (FB.9).

ВООРУЖЕНИЕ 1 подвижный «Льюис» на шкворневой или турельной установке в передней кабине, несколько мелких бомб.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ВИККЕРС FB.9)

Размах, м

10,3

Длина, м

8,5

Площадь крыла, кв.м

31,6

Сухой вес, кг

467

Взлетный вес, кг

858

Скорость максимальная, км/ч

133

Время набора высоты, м/мин

2000/19

Потолок, м

3350

FrArp1WW030.jpg

Виккерс FB.9

Оглавление