Оглавление

Навьючивание офицерского имущества на вьючное седло.

При обыкновенных условиях похода, в военное время, все офицерское имущество возится в колесном обозе, за исключением кавалерии, где часть офицерских вещей, а именно вещи 1-го разряда (по 1 пуду) возится на вьюке.

В случае невозможности двигаться войскам (армии или какому-нибудь отряду) с колесным обозом, все офицерское имущество может быть переложено на вьюки; для сего на каждых двух офицеров пехоты и пешей артиллерии выдается из общего вьючного запаса армии по одному вьючному седлу. (Циркуляр Глав. Интенд. Управ. 1888 г. № 71).

Общие правила седловки лошадей вьючным седлом. — Седловка лошади складным обозным вьючным седлом производится по следующим правилам:

1)  Передний обрез луки седла (фиг.12) должен быть приблизительно против верхушки холки, но с тем, чтобы передние выпуклости внутренней стороны самого седла легли во впадины, находящиеся у лошади с обеих сторон холки.

2)   Выпуклости под задними концами седла с внутренних сторон должны лежать по бокам поясницы.

3)  Подкладная подушка не должна касаться спины, а оставаться не менее как на палец выше хребта — и

4) Передняя ярмовая подушка должна лечь на впадине шеи, впереди холки.CheBet90014.jpg

Фиг. 12.

Чтобы установить седло по указанным правилам, следует пригнать ремни сообразно толщине корпуса самой лошади. Для такой пригонки имеются на ремнях пряжки кавказского образца (без шпеньков) с помощью которых возможно, непрокалывания ремня (так в тексте, прим. ВВС), увеличивать и уменьшать объем внутренней стороны седла до возможно малых измерений, наблюдая только, чтобы ремни были натянуты.

Когда седло наложено на лошадь, то сверх его, поперек лошади, накладывается сложенная втрое попона ж (фиг. 12), которая и подтрачивается седельным троком з вокруг лошади, как показано на фигуре.

Навьючивание чемоданов-кроватей на оседланную лошадь в обозах пехоты, пешей артиллерии и инженерных войсках, производится следующим образом:

Уложенные чемод.-кровати двух офицеров, предназначенные для навьючивания на одну лошадь *), ставятся рядом на землю таким образом, чтобы пряжки круговых ремней кк (фиг. 13), приходились в поле, а крученые переметные ремни пп в середину, — Затем переметные (крученые) ремни каждого чемодана пропускается в петлю сс под круговым ремнем другого чемодана и связывается узлом в петлю у (фиг. 14); при этом переметные ремни стягивается так, чтобы точки сс (фиг. 13) сблизить и придать чемоданам надлежащий крышеобразный наклон (фиг. 14). Расстояние между чемоданами зависит от склада лошади. Если чемоданы связать очень близко друг к другу, то вьюк подымется слишком высоко и, на оборот; в первом случае центр тяжести груза подымется слишком высоко, что вредит устойчивости, во втором — груз будет нажимать на боки лошади.

 CheBet90015.jpg  CheBet90016.jpg
 Фиг. 13 Фиг. 14 

Связанная нара чемоданов перекидывается через седло и привязывается имеющимися у луки седла подвесными веревками пп (фиг. 17), которые пропускаются в петли мм (фиг. 6) и подтягиваются к луке, где и завязываются узлом в петлю. Подвесные веревки подтягиваются таким образом, чтобы чемоданы имели уклон вперед градусов на 5 относительно горизонта. Перекинутые через седло чемоданы-кровати и подвязанные (подтянутые) подвесными веревками, подтягиваются чемоданными подпругами рр (фиг. 17) за скобки мм. Следует обращать особенное внимание на тщательное вьючение лошади, иначе она легко может набить себе спину и не будет годна под вьюк. На 4—5 версте необходимо осмотреть вьюк и подтянуть подпруги.

 CheBet90017.jpg  CheBet90018.jpg
Фиг. 15   Фиг. 16

Полевой багаж каждого офицера, при переходе на вьюки, кладется на его-же чемодан сверху (бб — фиг. 16) и прикрепляется к нему ремешками оо (фиг. 17), для чего они пропускаются в петли имеющиеся на чехле, прикрывающем кровать.

Добавочный груз вьюка. На седле между чемоданами укладывается мешок с овсом (4 гарнца) и торба со скребницею и щеткою (в — фиг. 17). Поверх овса и торбы кладется вдоль лошади сложенная палатка, которая может быть привязываема концами подвесных веревок за луки седла.


*) Оба чемодана должны быть безусловно одинакового веса.

Оглавление