Оглавление

МОРАН-СОЛНЬЕ S/T  / MORANE-SAULNIER S/T

Первый французский тяжелый бомбардировщик разработала в 1915 году известная авиастроительная фирма Моран-Солнье. Самолет, названный «Моран-Солнье S», представлял собой крупный (размах крыльев 26 м) двухмоторный трехместный биплан с 220-сильными двигателями «Рено». По конструкции фюзеляжа и оперения он напоминал сильно увеличенный в размерах «Моран-Монокок».

Прототип машины успешно прошел испытания и был рекомендован в серийное производство. Однако парламент Франции, утверждая смету военных расходов на очередной финансовый год, решил, что себестоимость машины слишком высока, и будет выгоднее купить лицензию на итальянский «Капрони». В результате «Моран-Солнье S» так и остался в одном экземпляре.

В конце 1915-го инженеры фирмы Моран-Солнье разработали уменьшенный почти в полтора раза и соответственно облегченный вариант предыдущей машины, обозначенный буквой «Т». Его оснастили двумя 80-сильными ротативными моторами «Рон». Аппарат предназначался в первую очередь для стратегической разведки, но мог применяться и в качестве фронтового бомбардировщика.

Самолет обращал на себя внимание оригинальной носовой стрелковой кабиной с множеством круглых иллюминаторов. Летные данные новой машины были на уровне предъявленных требований, но статические испытания показали недостаточную прочность хвостовой части фюзеляжа и оперения.

По устранении этих дефектов «Моран-Солнье Т» показали комиссии Департамента Аэронавтики. Та выставила машине оценку «удовлетворительно». В августе 1916-го фирма получила заказ на постройку 90 серийных экземпляров с двигателями повышенной мощности и видоизмененной кабиной носового стрелка.

«Моран-Солнье Т» впервые попал на фронт только в апреле 1917 года. К тому времени он уже считался морально устаревшим.

Самолет был весьма сложен в управлении и неустойчив из-за слишком задней центровки. К тому же в ходе эксплуатации выяснилось, что проблемы с хвостовым оперением по-прежнему дают себя знать.

Произошло несколько катастроф из-за отрыва руля высоты в полете. В конце концов, спустя полгода неудачный самолет сняли с вооружения.

За время своей недолгой фронтовой службы «Мораны-Солнье Т» состояли на вооружении шести французских разведэскадрилий западного фронта. К сожалению, не сохранилось данных о том, применялись ли эти машины в качестве бомбардировщиков.

ДВИГАТЕЛИ Два «Рона» по 110 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ Две кольцевые турели с пулеметами «Льюис». Бомбовая нагрузка до 100 кг.

Bomb1WW083.jpg

Первый и единственный прототип «Морана-Солнье S».

Bomb1WW084.jpg

Серийный экземпляр «Морана-Солнье Т» на заводском аэродроме. На заднем плане - не пошедший в серию тяжелый бомбардировщик-триплан «Моран-Солнье TRK».

Оглавление