Оглавление

РОССИЯ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Первый многомоторный тяжелый бомбардировщик был создан великим русским авиаконструктором И.И.Сикорским в 1913 году. Аппарат, названный «Илья Муромец», появился на базе предыдущей разработки Сикорского - первого в мире четырехмоторного самолета «Гранд Балтийский», или «Русский Витязь». Прототип «Ильи Муромца», построенный авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге, впервые оторвался от земли 10 декабря 1913 года. 12 мая 1914-го Главное Военно-Техническое Управление русской армии заключило с заводом контракт на 10 аэропланов данного типа. В дальнейшем «Илья Муромец» выпускался серийно во многих модификациях вплоть до 1919 года. Всего построено по разным данным от 79 до 83 экземпляров.

МОДИФИКАЦИИ
«Илья Муромец Киевский» (ИМ-Б Киевский, серия Б):
первая серийная модификация. Название дано в честь перелета первой машины этой версии по маршруту Петербург-Киев 16-17 июня 1914 г.

Цельнодеревянный многостоечный биплан с полотняной обшивкой. Двигатели «Аргус» (2 по 140 и 2 по 125 л.с.) или «Сальмсон» (2 по 200 и 2 по 135 л.с). Экипаж 4 человека.

Вооружение изначально не устанавливалось. Построено 6 экземпляров: 2 - с «Аргусами» и 4 - с «Сальмсонами». ИМ-Б применялись главным образом в качестве учебных до середины 1915 года.

«Илья Муромец» серии В (ИМ-В, облегченный боевой, узкокрылый): самолет несколько уменьшенных размеров и массы, лучше приспособленный для боевого применения. Бензобаки перенесены на крышу фюзеляжа. Увеличена площадь остекления кабины. Вооружение: 1-2 пулемета различных типов на шкворневых установках в надфюзеляжном вырезе верхнего крыла между бензобаками. Иногда в полет брали ручной пулемет для стрельбы через окна в фюзеляже. Экипаж: 4 человека.

В 1914-1915 годах построено свыше 30 экземпляров ИМ-В, большинство из которых оснащалось четырьмя двигателями «Санбим» по 150 л.с. каждый. Известны и другие варианты: 4 «Аргуса» по 140 л.с, 4 РБВЗ-6 по 150 л.с., 2 «Сальмсона» по 200 л.с., 2 «Санбима» по 225 л.с. Двухмоторные «Муромцы» по характеристикам уступали четырехмоторным и считались учебными. Бомбовая нагрузка ИМ-В достигала 500 кг.

 Bomb1WW051.jpg

Носовая часть первого экземпляра «Ильи Муромца»

Bomb1WW052.jpg

Эта же машина на лыжном шасси. Санкт-Петербург, зима 1913-1914 годов.

Оглавление