Оглавление

ХЭНДЛИ-ПЭЙДЖ 0/100 - 0/400   /  HAHDLEY-PAGE 0/100 - 0/400

В декабре 1914 года Воздушный департамент британского Адмиралтейства выдал авиафирмам заказ на крупный двухмоторный аэроплан, предназначенный для дальнего противолодочного патрулирования. В начале 1915-го фирма Хэндли-Пэйдж предложила свой проект самолета, пригодного не только для поиска субмарин, но и для использования в качестве тяжелого бомбардировщика. Главным заказчиком по-прежнему выступало Адмиралтейство, которое особенно привлекала возможность атаковать вражеские суда прямо в гаванях, на якорных стоянках.

В марте с фирмой заключили контракт на выпуск 40 серийных экземпляров. Постройка прототипа завершилась к декабрю, и 18-го числа он впервые поднялся в воздух. Новую машину назвали «Хэндли-Пэйдж 0/100». Это был двухмоторный полутораплан с бипланным хвостовым оперением, деревянным каркасом и полотняной обшивкой. Двигатели и бензобаки в вытянутых обтекаемых гондолах крепились на межкрыльевых стойках. Для того чтобы аэроплан мог помещаться в стандартных ангарах, полукоробки крыльев сделали складывающимися поворотом назад вдоль фюзеляжа.

Конструкторы фирмы уделили большое внимание защите экипажа и силовых установок. Полностью закрытая, остекленная кабина летчиков первоначально имела броневой пол и заднюю стенку. Мотогондолы также были бронированы. Но в ходе испытаний такие меры сочли излишними. Броневое прикрытие кабины убрали, а саму кабину сделали открытой, пожертвовав комфортом и безопасностью ради улучшения обзора и снижения веса. В носовой оконечности фюзеляжа появилась пулеметная турель.

Экипаж составляли 4 человека - двое пилотов, носовой стрелок-бомбардир и задний стрелок. Испытания и доводка машины продолжались более полугода. Их результаты были признаны весьма успешными. Особенно впечатляла боевая нагрузка - восемь 250-фунтовых (113 кг) бомб. Первым новые машины получило в ноябре 1916-го 3-е крыло RNAS, расквартированное на севере Франции.

Вначале «Хэндли-Пэйджи» осуществляли патрулирование над Ла-Маншем и вдоль берегов Фландрии. Затем их стали привлекать к более серьезным операциям. С марта 1917-го английские морские бомбардировщики совершали групповые налеты на германские военные заводы, железнодорожные станции и базы подводных лодок. Несколько машин было отправлено в Грецию и Палестину. На счету одной из них -бомбардировка турецкой столицы - Константинополя.

В ходе серийного выпуска самолет продолжал совершенствоваться. После сдачи 46-го экземпляра «0/100» фирма Хэндли-Пэйдж стала производить новую модификацию, обозначенную «0/400». От своего предшественника «четырехсотый» отличался моторами повышенной мощности, усиленным силовым набором, а также рядом изменений в топливной системе. Объем бензобаков значительно увеличился, а поскольку они уже не помещались в мотогондолах, их перенесли в фюзеляж.

Bomb1WW021.jpg

«Хэндли-Пэйдж 0/400» в полете

Стандартным оборудованием «четырехсотых» была радиотелеграфная станция. Для ее обслуживания в состав экипажа включили пятого члена - радиста, выполнявшего также обязанности бомбардира. Все эти нововведения привели к значительному росту взлетного веса, а потому пришлось отказаться от бронирования двигателей и бензобаков.

«Хэндли-Пэйдж 0/400» - самый массовый тяжелый бомбардировщик Первой Мировой войны. Всего построено 554 машины данного типа. Они активно применялись на Западном фронте, отдельные экземпляры служили в Македонии и Палестине.

С августа 1918-го «Хэндли-Пэйджи» регулярно бомбили немецкие промышленные центры в Сааре и Рейнской области. При этом с сентября англичане начали применять сверхтяжелые по тем временам 750-килограммовые бомбы. К началу ноября во фронтовых дивизионах числилось 258 «Хэндли-Пэйджей 0/400». В 1920-м году «Хэндли-Пэйдж 0/400» сняли с вооружения.

ДВИГАТЕЛИ  На большинстве «Хэндли-Пэйджей 0/100» стояли моторы Роллс-Ройс «Игл II» по 250 л.с. Последние 6 экземпляров оснащались 320-сильными Санбим «Коссак». Большой объем выпуска «Хэндли-Пэйджей 0/400» обусловил широкое разнообразие силовых установок, которыми оснащали эти машины. Чаще всего ставили моторы Роллс-Ройс «Игл IV», «Игл VII» или «Игл VIII» мощностью от 285 до 375 л.с., иногда - «Либерти» по 400 л.с. или «Фиаты» A-12bis по 260 л.с. или 275-сильные Санбим «Маори».

ВООРУЖЕНИЕ Носовая турель со спаркой «Льюисов», задняя верхняя стрелковая точка с «Льюисом» на поперечной рельсовой направляющей (иногда такая же турель, как и спереди, или две шкворневые установки по бортам) и задняя нижняя люковая пулеметная установка. Бомбовая нагрузка - от 800 до 920 кг в зависимости от типа двигателей.

Оглавление