Оглавление

Bomb1WW002.jpg

От автора

Вы держите в руках очередную книгу цикла справочных изданий, посвященных самолетам эпохи Первой Мировой войны. Средние и, особенно, тяжелые бомбардировщики всегда считались основой воздушной мощи государства, вершиной развития боевой авиации, воплощением высших достижений научно-технической мысли. Недаром создание и постройку летательных аппаратов подобного класса могли позволить себе лишь наиболее передовые, экономически развитые страны, способные вести борьбу за господство в воздухе на континентальном, а затем и на мировом уровне.

Такое положение дел, сложившееся еще на заре авиации, сохраняется по сей день. В связи с этим мы можем гордиться, что первый в мире многомоторный самолет и первый в мире тяжелый бомбардировщик появились в России. К сожалению, это первенство сохранялось лишь до 1917 года, после чего было надолго утрачено.

Бомбардировочная авиация в Первой Мировой войне еще не играла той роли, которая отводилась ей в более поздних вооруженных конфликтах с участием ведущих мировых держав! Но в те годы закладывались основы стратегии и тактики, методом проб и ошибок вырабатывались концептуальные технические решения, на базе которых шло дальнейшее развитие тяжелого самолетостроения.

Структура данной книги отличается от предыдущих. Поскольку отдельных типов бомбардировочных аэропланов в годы Первой Мировой было еще довольно мало (гораздо меньше, чем одноместных истребителей и двухместных многоцелевых машин), появилась возможность не делить издание на две части. В книге представлены как самолеты стран Антанты, так и аппараты их противников - Германии и Австро-Венгрии.

По той же причине я решил описать не только крупносерийные машины, но и те, что были построены лишь в нескольких экземплярах. Вообще надо отметить, что многомоторные бомбардировщики в те годы были в значительной мере «штучными изделиями» и понятие серийности к ним не вполне применимо. Особенно это относится к немецким и русским летающим гигантам. Едва ли не каждый такой аппарат строился по индивидуальному проекту и имел те или иные конструктивные отличия.

В книгу включены все дальние и тяжелые бомбардировщики, а также стратегические разведчики, воевавшие на фронтах Первой Мировой. Остались «за бортом» только явно неудачные и чисто экспериментальные машины, не попавшие на фронт, а также те, что просто не успели принять участие в боевых действиях (Виккерс «Вими», «Хэндли-Пэйдж» V/1500, Анатра «Анадва», «Гота» GI-VII, AEG G-V и т.д.).

Огромные размеры некоторых, наиболее крупных аэропланов не позволили выдержать единый для всех чертежей масштаб 1/72, как это было в предыдущих изданиях цикла. Поэтому теперь указатель масштаба присутствует на каждом чертеже в правом нижнем углу.

В соответствии с вашими пожеланиями, я несколько увеличил объем статей, уделив больше внимания боевому применению описываемых самолетов. Летно-технические характеристики даны в виде сводной таблицы, помещенной в конце книги, что, на мой взгляд, способствует лучшему их восприятию и сравнительной оценке.

Bomb1WW003.jpg

Оглавление