Оглавление

TB-3Gun017.jpg

 Артиллерист в крыле располагался сидя на матрасе, который виден слева. Справа - зажимы для снарядовTB-3Gun019.jpg

Вид на полковую пушку изнутри крыла.

Гроховский, хоть и считался большим фантазером, намечал на будущее более реальные цели. Следующим этапом должен был стать ТБ-ЗР (с моторами М-34Р) с тремя мощными пушками обр. 1931 г. Рассматривался и вариант с двумя неподвижными пушками в крыле (обр. 1927 г. или зенитными обр. 1931 г.) и одной 45-мм полуавтоматической противотанковой 19К (знаменитой «сорокапятки») на передней или задней турели. В материалах Экспериментального института сохранился и рисунок машины с двумя неподвижными 76-мм пушками обр. 1931 г. в крыле и двумя 45-мм пушками на открытых турелях спереди и сзади. Поскольку зенитка давала гораздо более сильную отдачу, то ее переместили из консоли в пространство между двигателями. Это обеспечило и большее удобство для артиллеристов, поскольку высота крыла там была больше. В целом командование ВВС РККА к экспериментам с «самолетами-батареями» относилось одобрительно. В акте утверждения отчета о госиспытаниях «объекта Г-52» (датированным октябрем 1935 г.) было написано: «...заказать в 1935 г. серию самолетов ТБ-3 М-34Р в 12 шт. с установкой на них 2-х пушек обр. 1927 г. и одной зенитной обр. 1931 г. со сроком изготовления 1-го декабря с.г.». То есть выпустить малой серией тот же Г-52, но на базе ТБ-3 усовершенствованной модификации, запущенной к тому времени в производство.

Но концепция ТБ-3 с классическими пушками имела и немало противников. Еще в июне 1932 г., когда Гроховский только высказал эту идею, тогдашний начальник НИИ ВВС Бузанов в письме к начальнику ВВС РККА Я.И. Алкснису доказывал, что Р-5 с подвеской восьми-десяти реактивных снарядов может сделать то же самое, что и Г-52, но при этом обойдется вшестеро дешевле, а обладая лучшей маневренностью и меньшими размерами, сам окажется менее уязвимым. Работу Гроховского закрыли. Ни одного серийного Г-52 не построили. А вот работы по ракетному вооружению тяжелых самолетов продолжили.

TB-3Gun018.jpg

Вид сзади на пушку, установленную в крыле

За рубежом установкой орудий подобного калибра занялись уже в годы Второй мировой войны и успешно решили эту задачу. Так появились американские тяжелые штурмовики НортАмерикэн B-25G и В-25Н с 75-мм пушками. Первый из них в небольшом количестве поставлялся в СССР по ленд-лизу и применялся АДД и морской авиацией. В Италии небольшой серией строили Пьяджо Р. 108А на базе четырехмоторного бомбардировщика с еще более мощной 102-мм пушкой. И американский, и итальянский самолеты в первую очередь предназначались для действий на море - против судов и небольших кораблей. Но назвать их «летающими батареями» нельзя - во всех случаях на машине монтировалось всего одно орудие. Так что наш Г-52 - явление уникальное.

TB-3Gun020.jpg

Рисунок перспективного варианта «воздушного линкора» с двумя неподвижными 76-мм зенитными пушками в крыле и двумя 45-мм пушками на турелях

Оглавление