Оглавление

RuFraTrn003.jpg

«Мираж» F.1СТ со смешанным франко-российским экипажем заруливает на стоянку после полета

Полеты в рамках учения заняли два дня. В первый день выполнялись совместные полеты в зону. Экипажи МиГ-29УБТ и «Мираж» F.1CT были смешанными: в передней, «рабочей», кабине на МиГе занимал место российский летчик, на «Мираже» — француз, соответственно в задних кабинах находились француз и русский. Сравнивать самолеты разных поколений некорректно, но ощущения от знакомства с новой, да еще иностранной, техникой очень важны для всех летчиков. Французам МиГ очень понравился. Под микрофон командир ER 2/33 полковник Бенжамен Вино-Префонтэн оценил МиГ как очень мощный и маневренный истребитель. Нет оснований не верить ощущениям француза, но российский летчик старший лейтенант Евгений Кондратенко был не столь дипломатичен — кабина неудобная, маленькая. Что тут сказать... Кому как. Французские летчики, они ж французы — стройные, элегантные. Худые! Саваслейка ж недаром расположена рядом с Муромом, известным своим Ильей Муромцем... С элегантностью у летного состава отечественных ВВС наблюдаются определенные проблемы, а потому — большому летчику нужна большая кабина! Тем не менее, довольными остались все, кто летал на «чужих» самолетах.

Определенную проблему представлял собой языковой барьер. Как обстоят дела со знанием иностранных языков у российских инженеров и летчиков, объяснять не нужно. Перевод обеспечивали военные переводчики — отлично обеспечивали, но в самолетах их не было. У французов тоже были офицеры, почти свободно владеющие русским. Может быть, их было даже слишком много... Сами же летчики ВВС Франции вторым языком владеют почти поголовно, но этим вторым языком является английский или немецкий. Приходилось выписывать и заучивать наиболее распространенные в полете команды на французском и русском. Все-таки, как ни странно, но языковой барьер не стал препятствием к максимально свободному общению. Некоторые французские летчики и техники бывали в России с визитами (двое летчиков ранее служили в «Нормандия-Неман»), а полковник Бенжамен Вино-Префонтэн принимал участие в параде на Красной площади 9 мая 2010 г.

Разговоры касались не только авиации. В конце концов, не многие иностранцы оказываются в настоящей России — той, которая лежит далеко от берегов Невы и МКАД. Французов разместили в провинциальном городе Выкса.

— Ну и как Выкса?

—  Нормально. Мы же понимаем, что Москва — не Россия, так же как Париж - это не Франция!!! На Францию не похоже, но — здорово!

RuFraTrn004.jpg RuFraTrn005.jpg

Полет окончен. Поднятые вверх руки — знак техникам о возможности свободного перемещения у самолета

Командир ER 2/33 «Савуа» полковник Бенжамен Вино-Префонтэн делится впечатлениями о полете на МиГ-29

Помимо спарок в зону летали пары в составе МиГ-29СМТ и «Мираж» F.1CR. Отрабатывалось совместное маневрирование — горки, виражи, спирали, пикирование. Пилотаж выполнялся очень энергично, если судить по мокрым на спине от пота комбинезонам пилотов.

Французы в интервью для СМИ не скупились на комплименты в адрес российских пилотов, а мастерство французов можно было оценить и с земли. Перед посадкой совместные пары выполняли проход над аэродромом — «Миражи» очень хорошо держали строй. И это при том, что полет в паре с самолетом совершенно иного типа выполнялся впервые! В третьем таком полете оба летчика «подыграли» фотосъемке. Проходы и роспуск пар выполнялись на высоте 600 м, что для фотосъемки с земли высоко. После небольшого обсуждения ситуации в курилке летчик Липецкого авиацентра пообещал попробовать выполнить проход метрах на 200. Не знаю, как он объяснил свою задумку французскому коллеге, но безукоризненный роспуск был выполнен на высоте 200 м.

Во второй летный день отрабатывалось нанесение ударов по группе террористов. «Террористы» обосновались на полигоне Кушалино. Удар наносили пары МиГ-29СМТ и «Мираж» F.1CR. МиГи обстреливали цели из бортовых пушек, пускали НАРы. «Миражи» только имитировали атаки в составе пары. И опять приятно было смотреть на то, как уверенно держали строй французские летчики.

Оглавление