Оглавление

Во время визита представителей высшего командования ЮНА в Москву в 1990 г. велись переговоры о покупки Югославией новой партии военной техники (дополнительной партии из 20 истребителей МиГ-29, ЗРК С-300, вертолетов Ми-24В и др.). СССР был готов поставлять оружие в счет своего долга Югославии, который по некоторым оценкам составлял более миллиарда долларов США. Программа перспективного среднего вертолета также стала предметом обсуждения. СССР предлагал организовать выпуск по лицензии вертолетов Ми-8МТВ-1, но югославские военные желали большего. Стороны достигли следующего компромисса: СССР поставляет СФРЮ 15 вертолетов Ми-17-1В (Ми-8МТВ-1), а в 1996 г. начинается совместное производство Ми-38. По возвращению делегации в Белград ее ждал сюрприз: премьер-министр Югославии Анте Маркович отказался «дать зеленый свет» достигнутым договоренностям. Маркович назвал ЮНА драконом, пожирающим бюджет государства. Сегодня сложно говорить, чем руководствовался премьер: экономическими соображениями или некими национальными интересами, благо сам был хорват и, в принципе, мог проводить политику, направленную на снижение военной мощи ЮНА (особенно ВВС) ибо межнациональные конфликты уже «стучались в двери» Белграда.

Позже, в начале 1991 г., секретарь народной обороны (министр обороны) Югославии Велько Кадиевич летал в Москву на одну ночь для встречи с министром обороны СССР маршалом Язовым. Кадиевич просил у Москвы военной и политической помощи. В политической помощи Кадиевичу было отказано, ибо в СССР своих проблем тогда было выше крыши, но оружие Язов пообещал. Увы, не Язов решал. Большой поклонник «общечеловеческих ценностей» тов. М.С. Горбачев запретил поставлять военную технику под предлогом того, что поставка оружия в случае начала гражданской войны приведет к росту жертв, в том числе и среди мирного населения. От эмбарго на поставку вооружения фактически страдала только ЮНА, в то время как «самостийные» республики вооружались почти беспрепятственно.

Mi8Balk006.jpg

Ми-8Т на испытаниях баллонетов (архив ВВС Югославии)

В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В феврале 1989 г. вспыхнули беспорядке среди албанского населения провинции Косово, расположенной на юге Сербии. Не исключено, что беспорядки инспирировало ЦРУ США. Тито уже не было в живых, но его армия обладала достаточной силой чтобы сохранить Югославию единым государством. В ВВС самый большой объем работы выпал на Ми-8 из дислоцированного в Нише 119-го полка. «Восьмерки» перевозили подразделения армии и полиции, задачей которых являлась борьба с демонстрациями албанцев. Единство армии и народа заставила албанских лидеров отложить свои планы, но - лишь на время. 1989 год стал увертюрой к событиям, прогремевшим двумя годами позже.

Mi8Balk007.jpg

Ми-8Т на учениях (архив ВВС Югославии)

В 1990 - 1991 г.г. новые политические руководители западных республик СФРЮ, прежде всего Словении и Хорватии, проводили работу, направленную на отделение от Югославии. Все республики имели сильные формирования территориальной обороны, которые по конституции СФРЮ предназначались для оказания помощи ЮНА в случае агрессии извне. Постепенно войска территориальной обороны стали превращаться в национальные армии, задачей которых являлась оборона от ЮНА и охрана границ де-факто почти самостоятельных республик. Выражаясь русским языком, в СФРЮ проходил известный в СССР «парад суверенитетов»...

Личный состав подразделений территориальной обороны обучали ведению партизанской войны в условиях поражения ЮНА в открытых сражения и оккупации территории внешним агрессором. Территориальная оборона создавалась как «последняя линия обороны» Югославии. Вышло же все наоборот. Части территориальной обороны первыми блокировали военные городки ЮНА, запугивали семьи офицеров, вели националистическую пропаганду, представляя югославскую армию как оккупанта. В условиях блокады вертолеты стали единственным средством, позволявшим снабжать военные городки самым необходимым. Политика Тито предусматривала своеобразное понимание «единства армии и народа»: военные городки размещались непосредственно в населенных пунктах. Гражданские власти отключили от казарм электричество, воду, вокруг возвели баррикады, блокировали подъезды... Первая значительная вертолетная операция была проведена 9 мая 1991 г., когда хорватские националисты блокировали колонну ЮНА в районе Мостара (Западная Герцеговина). В операции по разблокированию приняли участие восемь Ми-8Т и шесть вертолетов «Газель» из 107-го полка, высадивших десант из 250 бойцов.

Оглавление