Оглавление

Ле Бурже 2013

Андрей ЮРГЕНСОН

Фото С. Юргенсона и М. Никольского

LBurge13001.jpg

Любой авиационно-космический салон сегодня не столько демонстратор технических новинок, сколько торговая площадка. Демонстрация техники лишь инструмент для привлечения покупателей или поисков партнеров, способных разделить риск. При этом разработчики весьма неохотно делятся техническими подробностями, отделываясь общими фразами и обещаниями. Ле Бурже 2013 не стал исключением.

В этом году в выставке приняли участие более 3000 компаний из 44 стран, ее посетили около 300 официальных делегаций из 88 государств. По данным организаторов на авиасалоне ежедневно находилось до 50000 посетителей. Их могло бы быть и больше, если бы не погода. В первый день работы небо затянуло тучами, затем пошел ливень и к моменту открытия те, кто не успел спрятаться, промокли буквально до нитки. Не помогали и зонты — порывы ветра достигали 80—100 км/ч. Даже открытие юбилейного 50-го Международного авиакосмического салона пришлось перенести с 10.30 на 12.30. Дождь шел ежедневно кроме вторника.

«Нынешний салон был с дождями, но плодовитым», — отметил генеральный комиссар авиасалона Эмерик д'Арсимоль. По его словам сумма контрактов, подписанных в ходе выставки, составляет 115 млрд. евро (135 млрд. долл.), что является новым рекордом Ле Бурже. Эта сумма в два раза превышает результат прошлогоднего авиасалона в Фарнборо и на треть превышает результаты предыдущей выставки в 2011 г. Организаторы авиасалона не забыли также напомнить, что концерн Airbus обогнал фирму Boeing по количеству заказов. Хотя и не намного. Airbus заключил контракты на поставку 466 самолетов на сумму 68,7 млрд. долл. Фирма Boeing в этом году получила заказы на 442 самолета общей стоимостью 66,4 млрд. долл. В целом никаких технических сюрпризов выставка не преподнесла. Преобладала гражданская авиация, а главным событием стало появление в небе над Ле Бурже самолета А350 XWB. В военной области наибольший интерес вызвал военно-транспортный самолет А400М, ежедневно выполнявший демонстрационные полеты. Первую серийную машину французская армия должна была получить 12 июля, накануне Дня взятия Бастилии. Также ежедневно летали истребитель Rafale и вертолеты Tiger. Как раз накануне выставки Европейское оборонное агентство опубликовало исследование, в котором приняли участие 29 отраслевых компаний из 10 стран. «Важнейшие производственные мощности уже сегодня находятся в зоне риска, — гласил вывод экспертов, — если не принять срочных мер, точка невозврата будет пройдена в ближайшие пять лет». Аналитики всерьез настаивают, что без стратегического плана по развитию военной авиационной промышленности в Европе ее образцы скоро можно будет увидеть только в музеях. Обращало на себя внимание полное отсутствие в небе (впервые с 1991 г.) американской военной техники, даже вертолет S-70i Black Hawk был польским. В экспозиции ВВС США на статической стоянке демонстрировались только три БЛА во главе с MQ-9 Predator. Стендов ведущих американских фирм в павильонах не было вовсе. Справедливости ради стоит отметить, что самолет Boeing 787 авиакомпании Air India выполнял демонстрационные полеты ежедневно, но большого интереса они не вызывали, особенно на фоне недавних проблем с аккумуляторами. Еще один Boeing 787 (авиакомпании Qatar Airways) выставку провел на статической экспозиции.

LBurge13002.jpg LBurge13004.jpg

В демонстрационном полете «Рафаль»

Боевой вертолет Еврокоптер «Тигр»

LBurge13003.jpg

Военно-транспортный самолет А400М

Оглавление