Оглавление

...Экспорт двигателей АЛ-31Ф для Су-27 значительно ускорил процесс разработки и производства легкого истребителя J-10, а появление в войсках самолетов Су-27 стимулировало развитие оборудования и снаряжения для наших ВВС, обеспечив прогресс нашей авиационной индустрии на протяжении целых 20 лет.

...Истребители семейства J-11 имеют преимущества перед более легкими J-10 при решении ударных задач, что обусловлено увеличенным числом узлов внешней подвески, более высокой боевой нагрузкой, а также большим радиусом действия. В дальнейшем модернизированные истребители этого типа могут приобрести еще больший боевой потенциал за счёт расширения их многофункциональности.

Успех в создании модернизированного J-11 — заслуга не только коллектива 601-го конструкторского бюро. В работе принимали участие и другие специалисты... Тот факт, что самолёт J-11В явился продуктом совместного (китайско-российского) сотрудничества, был с первого взгляда распознан (зарубежными) авиационными специалистами. При этом общая оценка оказалась достаточно высокой: обе стороны, к всеобщему удовлетворению, сотрудничали по принципу «у одного деньги — у другого сила».

Контракт общей стоимостью 2,5 млрд. долл., заключенный Россией с Китаем в 1996 г., предусматривал лицензионный выпуск на заводе в Шеньяне 105 истребителей типа Су-27 с опционом еще на 95 самолетов. Первый самолет этого типа китайской сборки поднялся в воздух только 15 декабря 1998 г., хотя, как пишет Чжао Цзылун, его постройка была «в первом приближении» завершена еще в 1997 г., но после первых полетов эту машину пришлось фактически разобрать и собрать заново: качество первоначальной сборки оказалось совершенно неудовлетворительным.

Выпуск Су-27 возобновился в Китае лишь в 1999 г. Его, по данным СМИ, обеспечивало более 100 специалистов, направленных в Шэньян из Комсомольска-на-Амуре и других городов России. К 2002 г. было собрано 48 истребителей, а в 2002—2003 гг. — еще столько же. Нужно сказать, что Су-27 «первой волны» эксплуатировались в Китае весьма интенсивно. В 2011 г. появились сообщения о снятии с вооружения ВВС КНР первой партии этих машин, вылетавшей свой ресурс. Часть этих истребителей передана музеям и мемориалам.

Таким образом, к 2004 г. Россия практически полностью передала китайской стороне все 105 оговоренных контрактом комплектов для изготовления Су-27СК. Однако продления контракта на производство второй партии истребителей не последовало: Китай решил прекратить лицензионный выпуск российских самолетов. Это решение мотивировалось китайской стороной «устарелостью» самого истребителя (действительно, вариант J-11 практически соответствовал советскому Су-27 выпуска 1980-х гг.), его «узкой специализацией» (завоевание господства в воздухе и обеспечение ПВО) при отсутствии возможности действовать по наземным целым высокоточным оружием, а также неспособностью J-11, адаптированного только к российским ракетам типа Р-73 и Р-27, без проведения дополнительных доработок брать на борт новые китайские УР PL-8 и PL-12.

Нужно сказать, что все указанные недостатки (обусловленные, в основном, естественным процессом морального старения любого авиационного комплекса, а также неоправданной разнотипностью авиационных средств поражения самого Китая) можно было устранить в процессе серийного производства самолетов или в ходе их планового ремонта

J-11005.jpg

Проект такой модернизации был предложен Россией КНР в 2003 г. Усовершенствованный вариант истребителя — Су-27СМК — мог быть реализован как в ходе серийной постройки, так и в процессе доработки ранее построенных истребителей J-11.

Работы по трансформации самолетов Су-27СК в вариант Су-27СМК предлагалось провести в два этапа. На первом этапе истребитель должен был получить топливоприемник системы дозаправки в воздухе, а также новые отъемные части крыла, позволяющие оснащать машину подвесными топливными баками и имеющие два дополнительных узла внешней подвески. Вооружение планировалось дополнить ракетами средней дальности с активным радиолокационным наведением РВВ-АЕ.

В дальнейшем наработки по первому этапу программы Су-27CMK были использованы при модернизации истребителей Су-27CK и J-11 в вариант J-11A, проведенной в КНР при помощи России.

Продолжались и закупки истребителей российской сборки (по качеству изготовления заметно превосходивших машины, собранные в Китае). В 1999 г. КНР приобрела 28 двухместных Су-27УБ производства Иркутского авиационного завода. В 2000—2001 гг. китайские ВВС получили 38 двухместных многофункциональных истребителей Су-30МКК производства завода в Комсомольске-на-Амуре, способных нести высокоточное ударное оружие (в частности — противорадиолокационные ракеты Х-31П). В 2001 — 2003 гг. последовала вторая партия из 38 Су-30МКК. В 2003-2004-х гг. Комсомольск-на-Амуре поставил китайскому военно-морскому флоту 24 новейших двухместных многофункциональных истребителя Су-30МК2, отличающихся от «сухопутных» Су-30МКК усовершенствованным бортовым оборудованием (в частности — более современным информационно-управляющим полем кабины) и составом вооружения, дополнительно включающим противокорабельные сверхзвуковые ракеты Х-31 А и высокоточные дозвуковые КР Х-59МЭ с максимальной дальностью 115 км. Сообщалось, что в 2004 г. от ВМС КНР последовал заказ на вторую партию из 24 таких самолетов. Следует сказать, что на уровне многофункциональных Су-30МКК и тем более Су-30МК2 (полностью соответствующих требованиям мирового авиационного рынка середины прошлого десятилетия) одноместные истребители Су-27СК смотрелись уже не столь современно. По комплексу боевых свойств они уступали и индийским Су-30МКИ (на что в Китае, видимо, реагировали довольно болезненно).

Оглавление