Оглавление

ИСТРЕБИТЕЛЬ J-11

Владимир Ильин

В статье использованы фотографии из сети Интернет.

J-11001.jpg

В майском номере журнала мы рассказывали о самом массовом китайском истребителе J-7, являющимся копией советского МиГ-21. Вторыми по численности, но, безусловно, первыми по боевому потенциалу самолетами НОАК являются истребители типа Су-27. Сегодня, по оценкам зарубежных экспертов, в КНР имеется более 300 истребителей Су-27СК и J-11 (Су-27 китайской сборки), относящихся к 4-му поколению реактивных боевых самолетов, а также многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКК, классифицируемых уже как самолеты поколения «4+». В составе морской авиации Китая также насчитывается несколько десятков Су-30МК2. Таким образом, НОАК располагает крупнейшей на сегодняшний день группировкой самолетов семейства «Су-27» (для сравнения, по данным журнала Flight, на рубеже 2011 — 2012 гг. в ВВС и ВМС России имелось лишь 230 самолетов Су-27/Су-30/ Су-33/Су-35,137 машин данного класса имелось в Индии, 36 — на Украине, 22 — в Белоруссии и 13 — в Казахстане). Вместе с истребителями J-10 китайские Су-27, а также их модификации, в ближайшие два десятилетия, по всей видимости, и составят основу парка боевой авиации КНР, численность которого к началу 2020-х гг. должна стабилизироваться в пределах тысячи авиационных комплексов «первой линии».

Стоит отметить, что в 1992 г. Китай стал первым зарубежным государством в мире, получившим на вооружение сильнейший для своего времени фронтовой истребитель и истребитель-перехватчик Су-27. Эти самолеты были закуплены КНР еще у Советского Союза, однако их поставки осуществляла уже Российская Федерация. Новые самолеты значительно (если не сказать, радикально) усилили мощь воздушных сил НОАК.

Переговоры о поставке Китайской Народной Республике советских истребителей 4-го поколения начались в 1990 г. А за три года до этого, в конце 1987 г., ОКБ П.О.Сухого получило поручение от руководства МАП подготовить проект Решения о комплектации самолета Су-27, предназначенного для поставки в страны Варшавского договора. Подход в данном случае был стандартным: для союзников по социалистическому лагерю предлагался самолет со штатным, но несколько «упрощенным» составом БРЭО и вооружения. Ряд изменений касался лишь комплектации радиосвязного оборудования и аппаратуры РЭП. Подготовленный проект был представлен в МАП, однако процесс дальнейшего согласования со всеми заинтересованными инстанциями несколько затянулся и завершился лишь в декабре 1988 г., когда документ был утвержден МО.

Год спустя политика «гласности» сделала очередной шаг вперед: в сентябре 1989 г. Министерство обороны устроило для Генерального секретаря ЦК КПСС в Кубинке очередной показ новой авиационной техники. Генеральный конструктор М.П. Симонов, который на этом мероприятии лично докладывал М.С. Горбачеву об изделиях возглавляемого им ОКБ им. П.О. Сухого, завел разговор о сложном положении, сложившимся с финансированием по оборонному заказу. При этом он, воспользовавшись случаем, попросил у главы государства разрешение на право продажи Су-27 за рубеж с условием использования полученных средств на дальнейшее развитие работ по авиастроению. Присутствовавший при этом министр И.С. Силаев поддержал Симонова. В результате разрешение было получено. Таким образом, генеральный конструктор получил «карт-бланш» на реализацию своей инициативы на самом высоком уровне. Как результат, в ноябре 1989 г. в ОКБ Сухого было подготовлено новое решение о комплектации Су-27 для поставок на экспорт, уже без оговорок, ограничивающих число импортеров лишь странами ОВД. По сравнению с первоначальным вариантом документа, изменения были минимальными: по настоянию военных из номенклатуры вооружения изъяли «энергетическую» УР К-27Э.

3 января 1990 г. вышло соответствующее распоряжение Совета Министров СССР, а 12 февраля того же года документ был окончательно согласован с МО. После этого Су-27 был официально включен в общий список разрешенных к поставке за рубеж образцов спецтехники. При этом коммерческим вариантам истребителя были присвоены обозначения Су-27СК и Су-27УБК. Следует отметить, что наличие этого документа сыграло свою весомую роль в «выживании» конструкторского бюро П.О. Сухого в тяжелых 1990-х гг., когда оно сумело «остаться на плаву» в бурном море «рыночных реформ», поскольку появилась реальная возможность вести переговоры о поставке самолетов Су-27 на экспорт.

J-11002.jpg

Оглавление