Оглавление

Так что «пятиместка» явно предназначалась для двухмоторного бомбардировщика ТБ-1, являвшегося тогда самой могучей машиной ВВС РККА. И по весу она проходит, и могла спокойно разместиться под фюзеляжем между пирамидами шасси. Возможно, именно этот вариант проходил в документах под обозначением Г-45.

В литературе имеются упоминания, что первый сброс Г-45 осуществил В.П. Чкалов над Центральным аэродромом в Москве. Это было тогда, когда после увольнения из ВВС он работал в «цирке Гроховского» — летном отряде Осконбюро. Перед полетом Чкалов якобы сказал: «Я сброшу ваш чемодан, но только заранее тащите мешки, чтобы собрать в них кучу хлама». Но знаменитый летчик ошибся, удар о землю «чемодан» выдержал. Второй сброс провели уже с балластом вместо груза, и тоже удачно. Для третьего прямо на аэродроме поймали бродячую собаку, подманив ее колбасой. На пса полет, похоже, произвел неизгладимое впечатление - как только после остановки аппарата открылся люк, тот дернул прочь от ужасной железяки и подлых людишек со всей мыслимой скоростью. Больше этой собаки на Центральном аэродроме никто никогда не видел.

На следующий раз авиабус решили испытать с людьми. Гроховского можно считать и гением, и безграмотным дилетантом, и авантюристом, и даже мошенником (на мой взгляд, в нем присутствовало все одновременно), но уж трусом он точно не был. В Г-45 он залез самолично вместе со своим заместителем И.В. Титовым. Похоже, никаких удобств для пассажиров в коробке авиабуса не предусматривалось. Для двух начальников на днище просто положили по полушубку. Приземление явно получилось не очень мягким. Титов сильно ударился головой и на время потерял сознание, из носа у него потекла кровь. Гроховский отделался легче.

AviaBus006.jpg AviaBus008.jpg

Загруженная авиабусная грузовая площадка Г-51 под бомбардировщиком ТБ-1

Пятый сброс Г-45 опять провели без людей.

AviaBus007.jpg

Гроховский и Титов после приземления на авиабусе Г-45

2 декабря 1931 г. Тухачевский распорядился запустить авиабус Г-45 в серийное производство, при этом в документе указано, что грузоподъемность аппарата составляет 1 т. Очевидно имелся в виду не Г-45, а немного больший по размерам Г-45А (или Г-45а), заложенный в план 1932 г. Этот аппарат представлялся как 12-местный пассажирский и грузовой на 1000 кг. Авиабус Г-45А тоже предназначался для подвески под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-1. Он имел деревянный корпус и сдвоенные колеса спереди; костылей, похожих на лапы, сделали четыре, по два размещались на каждом борту. Таких аппаратов на опытном заводе стали делать сразу десять.

Оглавление