Оглавление

AnAuRa34003.jpg AnAuRa34004.jpg

Эрспид AS.8 «Фицрой» вернулся в Англию, не завершив гонку

Выход нашли власти далекой Австралии, предложившие провести в 1934 г. «общеимперскую» гонку по сверхдальнему маршруту Лондон — Мельбурн, посвященную 100-летнему юбилею австралийского штата Виктория. Более чем масштабная идея организации авиационных гонок из Англии в Австралию могла претвориться в жизнь только при одном условии — кто-то должен был выложить на их проведение немалую сумму денег. И мэр города Мельбурна нашел-таки такого человека! Основным спонсором стал австралийский «шоколадный король» сэр Макферсон Робертсон, владелец крупнейшей кондитерской фирмы «Мак-Робертсон». Этот престарелый (1859 г.р.) англо-шотландец был широко известен как крупнейший во всей Британской империи благотворитель и меценат, основавший несколько общественных фондов имени себя любимого.

Начав с постройки помпезного фонтана в центре Мельбурна, Робертсон осчастливил этот город мостом через реку Ярра, зданием женской гимназии, ботаническим садом и т.д. и т.п. — и все носили имя Мак-Робертсон. А в 1930 г. на карте Антарктиды появилась даже «Земля Мак-Робертсона» — догадываетесь, кто оплатил экспедицию с пятого континента на шестой?

Вот и в этот раз сэр Мак отвалил австралийскому аэроклубу сумасшедшие по тем временам деньги, причем сразу на два комплекта призов. Во-первых, золотой, серебряный и бронзовый кубки полагались экипажам в порядке их фактического прибытия к финишу гонок. К ним прилагались огромные денежные суммы в 10000, 1500 и 500 фунтов стерлингов. Во-вторых, были назначены призы в 2000 и 1000 фунтов за достижение максимальной средней скорости в ходе гонки — в этом случае учитывалось «чистое» летное время за вычетом промежуточных посадок, задержек из-за ремонта, плохой погоды и т.п. (Курс валют в середине 1930-х гг. составлял примерно 50 франков за один фунт стерлингов. — Прим.авт.). При этом «чистое» время определяли с гандикапом, т.е. пересчитывали по специальной формуле, учитывающей мощность силовой установки, площадь крыла и массу самолета. Гандикап требовался для уравнивания шансов легких одномоторных самолетов с тяжелыми многомоторными — ведь организаторы гонки в погоне за массовостью не вводили практически никаких технических ограничений по типам участвующих самолетов. Единственными условиями были:
- длина разбега и пробега самолета с полной загрузкой должна укладываться в 2000 футов (таковы были размеры большинства аэродромов на трассе гонки);
- на самолете должен находиться трехдневный запас продовольствия, аптечка и аварийно-спасательные средства для посадки на воду;
- самолет должен нести радиостанцию и навигационное оборудование в соответствии с минимальными международными требованиями.

AnAuRa34005.jpg

S-4 «Пандерягер» — несостоявшаяся надежда голландского авиапрома. Самолет сгорел через шесть дней после начала гонок

AnAuRa34006.jpg AnAuRa34007.jpg

Экипаж «Пандерягера» (слева направо): П. Пронк, Г. Гейзендорфер и Д. Асьес

Оглавление