Оглавление

Как бы то ни было, но в самой же Албании 10—12 Як-23 (одна эскадрилья) использовались недолго, как сугубо «переходные на реактивную тягу» машины. В 1958—1960 гг. крайние Яки из этой партии были окончательно списаны. Им на смену, как и во всех странах ОВД (Варшавский договор, членом которого Албания стала в 1955 г.) быстро пришли более мощные МиГ-15.

Уже 15 мая 1955 г., во время военного парада, над Тираной пролетело звено из 4 МиГ-15бис, а всего в первой партии новой техники ВВС Албании получили 18 Миг-15бис и 8 МиГ-15 УТИ (в том числе 4 CS-102 чешского производства), а также 4 транспортных Ил-14П и 7 вертолётов Ми-4. К 1957 г. количество МиГ-15бис в ВВС Албании достигло 26, а МиГ-15УТИ — 12, что позволило укомплектовать МиГами один ИАП полного состава.

AlbanVVS004.jpg AlbanVVS005.jpg
Албанские Як-9П перед показательным полетом. Тирана, лето 1951 г. Видны опознавательные знаки старого образца (с флажком на киле), применявшиеся до 1961 г. Албанские летчики-истребители на фоне своих МиГ-15бис. Снимок дотируется 19551958 гг. В ряде источников утверждается, что это те самые летчики, которые в декабре 1957 г. посадили американский T-33.

В том же году албанские ВВС впервые «засветили» новую технику в деле. 23 декабря 1957 г. майор ВВС США Ховард Джей Би Курран, пилотировавший тренировочный Т-ЗЗА (сер. №14413) совершал перелет из южной Франции на авиабазу ВВС США Наплес (Неаполь, Италия). На маршруте Т-ЗЗА попал в грозу. Вследствие этого на борту отказало все радиооборудование и часть приборов. В результате, потерявший ориентировку американец перемахнул Адриатику и, подломив одну из стоек шасси, со второй попытки приземлился в районе Тираны (видимо, на авиабазу Ринас), имея остаток топлива на 10 мин полёта. Албанцы утверждают, что на перехват поднималась пара Миг-15бис, которая даже открывала предупредительный огонь по «пытавшемуся удрать» нарушителю. Сам же майор Курран никаких перехватчиков в воздухе не заметил (по его словам). Через 19 дней, после длительного разбирательства и дипломатической переписки горемычного майора вернули властям США, а вот самолёт (разумеется, признанный «самолетом-шпионом») остался в Албании. Его выставили на всеобщее обозрение в музее г. Гирокастра, где он и пребывает до сего времени, правда, в откровенно ветхом и полуразграбленном состоянии. Кроме того, в конце 1957 г. в Албании совершил вынужденную посадку ещё и рейсовый ДС-4 какой-то западной авиакомпании. Судя по тому, что ни один из авторов не приводит никаких подробностей этого случая (не известна даже точная дата и название авиакомпании), инцидент не имел продолжения и ДС-4 быстро покинул Албанию.

К этому времени, в мире кое-что изменилось. В 1955 г. Н.С. Хрущёв нормализовал отношения с И. Тито, а через год лидеры СССР и ОВД публично осудили культ личности Сталина. С этого момента можно говорить о резком ухудшении всесторонних отношений между СССР и Албанией, поскольку Э. Ходжа наотрез отказался как нормализовать отношения с СФРЮ, так и осуждать преступления Сталина. Надо добавить, что при этом, к 1959 г. Албания была вернейшим союзником СССР. Советский Союз оказывал албанцам щедрую военную, экономическую и финансовую помощь, в стране находились советские военные и политические советники, а в портах Дуррес и Влёра базировались боевые корабли СССР (в частности, 12 дизельных подводных лодок, 4 из которых позднее передали албанцам) ВМФ. Албанские летчики, инженеры и техники (равно как и все офицеры Албанской Народной армии без исключения) обучались в советских военных училищах и академиях. К тому времени с помощью СССР для ВВС Албании были построены 4 основных современных авиабазы с бетонными ВПП — Ринас и Фарка в районе албанской столицы Тираны, Кучова в районе г. Берат, Задрима в районе г. Люшня. Кроме того, крупный аэродром Валона был построен в г. Влёра для открытой там 11 мая 1962 г. академии Албанских ВВС, а рядом с авиабазой Задрима в р-не г. Люшня при советском техническом содействии (все оборудование и материалы были получены из СССР) был построен единственный в Албании, вполне современный на тот момент, авиаремонтный завод. Добавим, что вплоть до текущего момента эта авиационная инфраструктура Албании никаких существенных изменений не претерпела.

AlbanVVS006.jpg AlbanVVS007.jpg

Т-33 ВВС США и оборудование с него, объявленное «шпионским». Снимок конца 1950-х гг.

Тот же Т-33 в музее г. Гирокастра. Видно, что от самолета мало что осталось.

Оглавление