Оглавление

Перейду к тем экспонатам из «линейки», к которым можно было относительно легко подобраться. Конечно, в первых рядах должно назвать истребители Су-30МКИ, Дассо «Мираж» 2000 и «Ягуар» (Индия осталась последним эксплуатантом этого самолета). Рядом стояли УБС БАЕ «Хоук» 206, УТС Пилатус РС9 и «вечно молодой старичок» С-130 «Геркулес». Нужно сказать, что все самолеты, предназначенные для экспозиции, имели рядом с собой огромные щиты с названием и перечислением ЛТХ, но поставлены эти щиты были таким образом, чтобы максимально затруднить работу фотографов из «разрешенной» зоны.

В значительном отдалении, на расстоянии метров в 200 от заграждений, стояли самолеты «Теджас» Мк.2 (одноместный), МиГ-21-93 и МиГ-29 ВВС Индии. А за ними, чтобы уже вообще не привлекать внимания, маячили силуэты двухместного «Рафаля» и, как ни странно, истребителя F-16C. За линейкой высились американский ВТС Боинг С-17 и заправщик Боинг КС-135. Если появление первого на выставке в Бангалоре еще имело какой-то смысл (незадолго до начала выставки начались летные испытания первого С-17, предназначенного для ВВС Индии), то без второго, видимо, американская экспозиция просто не добралась бы до Бангалора.

В линейке имелось также несколько самолетов деловой авиации и авиации общего назначения, но вот входили ли они в экспозицию или просто отстаивались на летном поле в ожидании своих хозяев, — сказать затрудняюсь.

Интересно, что к самой загородке был выкачен забавный самолет типа «утка», очень напоминающий конструкцию американца Берта Рутана «Вари Изе», и, видимо, повторенный индийскими умельцами. Никакой информации на выставке о нем не имелось, но летал он весьма впечатляюще.

AerHnd13004.jpg

Ми-8 «Салон»

В вертолетной экспозиции, помимо упомянутой «Пантеры», красовались Ми-8 «Салон» и Ми-171 в окраске ВВС Индии. Французские мотивы прослеживались в виде вертолетов «Чита» («Алуэтт-2») и «Четак» («Алуэтт-3»). Но все это были цветочки перед тем, что фирма HAL решила выкатить в качестве «бомбы» авиасалона.

Для начала, в линейке демонстрировались многоцелевой вертолет ALH «Друв» (глубокая модернизация европейской машины ВК-117) в окраске ВВС Индии, а также натурный предсерийный образец легкого боевого вертолета LCH в «пиксельном» камуфляже. Рядом с павильоном, в котором находилась экспозиция фирмы HAL, стоял настоящий вертолет ALH Mk.IV «Рудра». Должен сказать, что этот боевой вертолет выглядел повнушительнее «Пантеры». Во-первых, благодаря меньшим размерам, он представляет собою гораздо более трудную цель. Во-вторых, помимо подвески вооружения на балках по бокам фюзеляжа (НУРСы, контейнеры со ствольным вооружением, ПТУРы и т.п.), впечатляющая выкладка вооружения эффектно располагалась перед вертолетом). «Рудра» несет оптикоэлектронную турель, оборудованную, кроме прочего, лазерным целеуказателем. А под носовой частью расположена длинноствольная 20-мм пушка на подвижной турели со значительными углами обстрела. Вертолет оборудован всеракурсной системой предупреждения об обстреле с земли и пусках ракет, встроенными блоками ловушек. То есть, «Рудра», несмотря на свои «цивильные» корни, представляет собой полноценную боевую машину.

AerHnd13005.jpg

Вертолет ALH Мк.IV «Рудра»

На открытых площадках экспонировался целый ряд БПЛА индийской разработки, от аппаратов разведки, наблюдения и целеуказания среднего класса до тактических дозвуковых и сверхзвуковых мишеней. Свою экспозицию — сверхлегкие БПЛА вертолетного типа — представили также европейская фирма «Кассидиан» и шведская SAAB. Причем последний из них, «Скелдар», предлагается для лицензионного производства в Индии в рамках программы партнерства в области авиации.

Перейдем к летному показу. В первый день его открыл малыш «Вари Изе», который летал просто отлично, красиво и зрелищно, пуская дымы то с правой, то с левой стороны фюзеляжа. Неплохо отлетал французский «Рафаль» С, выходя на закритические углы атаки и отлично маневрируя на относительно небольшом «пятачке» перед самой публикой. «Теджас» и Су-30МКИ «размахивали» свои виражи на несколько километров. Из рук вон плохо летал F-16, который после взлета уходил за горизонт, там разворачивался, разгонялся до трансзвука и проходил над главной полосой с такой скоростью, что его невозможно было поймать в визир фотоаппарата. Затем проход повторялся в обратном направлении, а в середине третьего самолет становился «на сопло» и устремлялся вверх, крутя бочки и пуская дымы. Таким нас не удивишь.

Два раза в воздухе и один раз на дальней стоянке на земле был замечен самолет ДРЛОиУ Эмбраер 145, электронную «начинку» для которого делали индусы. Поставлено три таких самолета, их макеты демонстрировались как под открытым небом, так и в павильонной экспозиции.

Оглавление