Оглавление

ИЗ ИСТОРИИ 226-го АВИАЦИОННОГО ПОЛКА

Материал подготовил Дмитрий Пичугин

226ap005.jpg

226ap001.jpg

Этот авиационный полк был сформирован по решению Правительства СССР от 5 мая 1941 г. Непосредственно формирование началось 17 мая в городе Кази-Магомед (ст. Аджикабул) Азербайджанской ССР в составе четырёх эскадрилий, которые вошли в состав 71-й истребительной авиационной дивизии. Командиром полка был назначен майор Титов Александр Архипович.

8 июля 1941 г. формирование было полностью завершено, и полку был присвоен собственный номер — 266-й. Полк вошёл в состав 8-го истребительного корпуса города Баку. Первыми самолётами, поступившими на вооружение, стали истребители И-16.

Начало Великой Отечественной войны личный состав встретил на аэродроме Аджикабул и с первых же дней приступил к несению боевого дежурства. Летом полк, не прекращая несения боевого дежурства, был перебазирован на новое место — аэродром Шахикай. 4-я авиационная эскадрилья в это время убыла на иранские аэродромы.

В мае 1942 г. проходит новое перебазирование, теперь уже на аэродром Махачкала. В это же время в дополнение к И-16 на вооружение поступают новые самолёты МиГ-1, МиГ-3, Як-1.

В сентябре 1942 г. лётчик старший сержант П.Б. Флоринский над Махачкалой на самолёте МиГ-3 сбил фашистский самолет-разведчик Ю-88. Тем самым был открыт боевой счёт сбитых вражеских самолётов личным составом 266-го иап. В этот же напряжённый период полк выполнял задачу по прикрытию высадки наших войск на западном побережье Каспийского моря, прикрывал железную дорогу Махачкала — Астрахань, а также вел воздушную разведку. Советские войска в это время вели тяжёлые оборонительные бои с противником в районе Сталинграда и на Кавказе.

5 января 1943 г. 266-й иап вошёл в состав 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО. В этом же месяце войска Северной группы Закавказского фронта перешли в решительное наступление. В связи с этим полк перебазируется на аэродром Моздок и получает боевую задачу — обеспечить наступление наших войск и прикрыть с воздуха Моздокский железнодорожный узел. Вместе с наступающими наземными войсками, выполняя задачу, полк поочерёдно меняет места базирования, дислоцируясь на аэродромах Минеральные Воды, Тихорецкая, а к весне 1943 г. перебазируется на аэродром Батайск. В воздухе над Кубанью и в небе Ростова-на-Дону разворачиваются ожесточённые воздушные бои, в которых личный состав показал образцы мужества и стойкости.

226ap002.jpg

Истребители МиГ-3

5 июля 1943 г. полк входит в состав 10-го Ростовского истребительного авиационного корпуса.

После прорыва Миусского фронта полк перелетает на аэродром Таганрог. Здесь 266-й иап перевооружается на новую технику. На смену старым самолётам приходят американские «Аэрокобры». К концу года полк перебазируется в Запорожье и продолжает выполнять задачи по прикрытию наземных войск и железнодорожных коммуникаций Юго-Западного фронта и городов Запорожье и Днепропетровск.

В апреле 1944 г. полк вошёл в состав Южного фронта ПВО. Ведя интенсивную боевую работу, личный состав вместе с наступающими войсками перебазируется на аэродром Пятихатка, а затем в Сутиски.

В августе 1944 г. была получена новая боевая задача — обеспечить продвижение войск 1-го Украинского фронта, действовавшего на Львовском направлении. В ходе ожесточённых боёв, после освобождения городов Львов и Стрый, войска фронта, встретив упорное сопротивление противника, с 15 августа перешли к обороне. 11 сентября этого же года полк переместился на аэродром Стрый с задачей обороны с воздуха Дробычского нефтяного района, железнодорожного узла, а также прикрытия транспортных магистралей фронта.

10 ноября 1944 г. командир 10-го корпуса ПВО вручил полку Красное Знамя и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР. В этом же году в декабре полк вошёл в состав Юго-Западного фронта ПВО.

В дальнейшем до самого окончания войны, в связи с активизацией действий украинских националистов, 266-й иап оставался на аэродроме Стрый. Здесь же полк встретил День Победы 9 мая 1945 г.

Оглавление