Оглавление

Фактически некоторым отходом от самой концепции выливного прибора стал ВАП Т-С («тылового снаряжения»). ВАП-4 должен был заливаться ядовитой смесью непосредственно на аэродроме, стоя на земле или прямо подвешенным под самолетом. Для этого у него имелась заливная горловина. Наливать должны были лейкой или «пистолетом» на шланге авторазливочной станции. ВАП Т-С намеревались привозить на площадку уже заправленным на заводе или на передовой базе. Второе отличие — новый прибор предполагался одноразовым; после использования его сбрасывали над территорией противника, освобождаясь от дегазации перед повторным применением. Соответственно, конструкция должна была быть легкой и дешевой. Но ВАП Т-С, созданный инженером Любимовым, ни легким, ни дешевым не стал. Сделанный в основном из железа, он весил 15 кг (ВАП-4 — 17,6 кг) при существенно меньшей емкости (58 л против 82 л). По расходу он также уступал предшественнику. После испытаний в 1 935 г. от ВАП Т-С отказались.

Как бы ни был хорош ВАП-4, он подходил не для всех самолетов — для одних маловат, для других — велик. Для истребителей сконструировали ВАП-6 емкостью 50 л. Несмотря на скромные размеры, прибор отличался значительным расходом — 10—15 л/с. Это означало, что запас смеси «вылетал» из него стремительно. Открывался ВАП-6 простым тросовым механизмом. Первоначально прибор приспособили к биплану И-5, впервые его испытали с химической подвеской в Щелково в декабре 1934 г. Позднее ВАП-6, серийно выпускавшийся заводом «Вулкан» (он же позже завод №145), вошел в состав вооружения истребителей И-15, И-15бис, И-16 и И-153. Все несли по два прибора под крылом. Из-за малой емкости ВАП-6 не подходил для длительного заражения местности, но годился для нападения на войска противника. Первоначально также рассматривалась возможность химической атаки самолетов противника при полете с превышением над ними — ведь кабины тогда выполнялись открытыми, а летчиков можно и не убивать, достаточно концентрации, временно выводящей их из строя (при этом они убьются сами, а заодно прикончат весь экипаж и самолет).

На основе ВАП-6 позже также создали несколько модификаций зажигательных приборов.

VAP3041004.jpg

Заправка приборов ВАП-4 на штурмовиках Р-5Ш во время учений, 1938 г.

VAP3041005.jpg

Самолеты Р-5Ш с выливными приборами ВАП-4 на аэродроме под Читой, 15-й штурмовой авиаполк, 1938 г.

VAP3041006.jpg

У ранних серий дальних бомбардировщиков ДБ-3 предусматривалась подвеска четырех приборов ВАП-4 под консолями крыла

Основным назначением ВАП-4 и ВАП-6 считалось поражение войск противника на поле боя и в ближнем тылу — ведь носителями их являлись самолеты тактического назначения — истребители, штурмовики и легкие бомбардировщики. Целями для них являлись пехота, кавалерия и артиллерия на марше или на позициях. Особенно уязвимыми считали артиллерию или обозы на конной тяге, которая в те годы еще была основной. Лошадей там имелось много, а людей сравнительно мало. При неожиданной атаке авиации на себя они противогазы надеть успеют, а на всех коняг — вряд ли. Кроме того, от люизита противогаз не спасал, требовались специальные попоны с пропиткой.

Атака должна была быть именно неожиданной, с бреющего полета.

Оглавление