Оглавление

SNCASE не располагала опытом проектирования тяжелых вертолетов, поэтому, прежде чем приступить к постройке полномасштабного прототипа, было решено опробовать некоторые критические элементы будущей конструкции на летающей лаборатории. С этой целью построили машину SE.3140, представлявшую собой легкий вертолет «Алуэтт II», оборудованный несущим винтом новой конструкции - динамически подобным тому, который проектировался для «Фрелона». Кроме того, в Ле Бурже построили натурный стенд силовой установки нового геликоптера. Именно здесь появились первые проблемы - вследствие конструктивных дефектов трансмиссии рулевого винта, этот узел разрушился уже после 20 ч работы.

После устранения вскрытых недостатков, объединение SNCASE в 1958 г. получило заказ на строительство двух прототипов «Фрелона». В отличие от первоначального проекта, машины получили более мощные ТВлД «Турмо IIIB». Постройка машин велась довольно высокими темпами — первый прототип, получивший серийный номер 001 и гражданскую регистрацию F-WZUS, поднялся в воздух 10 июня 1959 г. В первом полете, длившемся 24 минуты, машину пилотировал экипаж в составе Жана Буле (командир), Жозефа Турчини (второй пилот), Ролана Коффиньо (бортмеханик) и Жана-Мари Бессе (инженер-испытатель). Последующие полеты проходили без особых проблем, если не считать мелких неполадок трансмиссии. Одновременно строился второй прототип, получивший удлиненную хвостовую балку и пятилопастный рулевой винт, взятый с S-58. Эта машина с гражданской регистрацией F-ZWUT впервые взлетела 26 октября 1959 г. Спустя два дня «Фрелон» впервые вышел на публику — оба прототипа поучаствовали в «фотосессии» для авиационных журналистов.

Второй прототип доставил испытателям гораздо больше проблем, чем первый. В одном из первых полетов Турчини услышал непонятный шум, и инстинктивно «вырубил» двигатели. Последовала грубая посадка на авторотации, потребовавшая длительного ремонта. Впоследствии неполадки трансмиссии случались неоднократно. Кроме того, «Фрелон» был слишком тяжел — вместо требовавшегося снаряженного веса 4500 кг, машина с неполной заправкой (1000 л) и без экипажа весила целых 6000 кг! И хотя в 1961 г. «Фрелон» представили на авиасалоне в Ле Бурже, где он летал в группе с другими вертолетами SNCASE — «Алуэтт» II и III, судьба машины к тому времени уже была решена: «врожденные пороки» трансмиссии и винтов закрыли для «Фрелона» путь в серию. До 1964 г. прототипы ещё летали в испытательных центрах, а затем их буквально сожгли, испытывая противопожарную систему для «Супер Фрелона».

Превосходная степень

Фактический провал первой попытки создания тяжелого вертолета не обескуражил французских конструкторов. Специалисты «Сюд Авиасьон» - концерна, образованного в результате слияния SNCASE и SNCASO («Общество авиастроительных заводов Юго-Запада») — уже в начале 1960 г. предложили сразу три эскизных проекта более совершенных машин, обозначенных SA.3210, SA.3220 и SA.3230. Примерно год разработка проектов велась параллельно, а в апреле 1961 г. был сделан окончательный выбор в пользу первого из них, предусматривавшего создание трехмоторного вертолета 12-тонного класса, оборудованного аппарелью. Военные моряки сняли свое ограничение по взлетному весу, поскольку в начале 60-х гг. в состав французского флота вошли крупные авианесущие корабли - авианосцы «Клемансо» и «Фош», а также крейсер-вертолетоносец «Жанна д'Арк», которые вполне могли принимать такие тяжелые машины. В итоге удалось создать самый тяжелый европейский вертолет грузоподъемностью 5 тонн.

Французским конструкторам не удалось создать новую машину исключительно собственными силами. Проблемы с трансмиссией и винтами на «Фрелоне» подтолкнули «Сюд Авиасьон» к сотрудничеству с зарубежными компаниями. Новый шестилопастный несущий винт проектировался специалистами «Сикорского» с учетом опыта проектирования винта для S-61 («американское происхождение» заметно в том, что в отличие от всех других французских вертолетов несущий винт «Супер Фрелона» вращается в другую сторону). Редукторы несущего и рулевого винта разрабатывались при участии итальянского «Фиата». Такое сотрудничество оказалось довольно плодотворным, и уже в сентябре 1961 г. на заводе «Сюд Авиасьон» началась сборка первого из двух прототипов «Супер Фрелона».

SuFrelon002.jpg SuFrelon003.jpg

SE.3200 "Фрелон"

Оглавление