Оглавление

Su6attk003.jpg

Су-6 М-71 (СА)

Поскольку программа испытаний была практически выполнена, приняли решение испытания приостановить и по полученным результатам составить Акт. В заключении Акта отмечалось, что:

«1. Опытный самолет Су-6 М-71...

по максимальной горизонтальной скорости, стрелково-пушечному и реактивному вооружению и емкости бомбовой нагрузки отвечает требованиям ВВС Красной Армии.

2.  Дальность самолета Су-6 М-71, равная 450 км на скорости 0,9 от максимальной, недостаточна. Дальность самолета Су-6 с М-71 довести до дальности самолета Ил-2 с АМ-38.

3.  Бронирование самолета Су-6 с М-71 выполнить по схеме, утвержденной НИИ ВВС КА.

4.   Считать целесообразным постройку небольшой войсковой серии самолетов Су-6 с М-71, как представляющих интерес по сравнительно большой максимальной горизонтальной скорости и имеющих мощное стрелково-пушечное и реактивное вооружение...».

Примечательно, что еще в конце февраля 1942 года начальник Управления опытным строительством (УОС) ВВС КА бригинженер Лешуков подготовил докладную записку на имя председателя Государственного Комитета Обороны ГКО И.В. Сталина и проект постановления ГКО. Проект обязывал НКАП к 1 ноября 1942 года построить малую серию (25 экземпляров) штурмовиков Су-6. В начале марта документы были направлены в НКАП для ознакомления и согласования.

А между тем на самолете Су-6 («82») заменили мотор М-71 и 7 апреля 1942 года возобновились государственные испытания. Через неделю, при посадке с боковым ветром, самолет развернуло, и в результате был сломан узел крепления хвостового колеса. После ремонта провели дополнительные государственные испытания, завершившиеся 28 мая перелетом самолета на завод №289 (г. Молотов).

В середине июня доработанный проект постановления ГКО «О постройке войсковой серии одноместных бронированных штурмовиков Су-6 с М-71 конструктора Сухого», по указанию главного инженера ВВС КА направили для ознакомления в ЦК ВКП(б), а завод №289 получил от А.И. Шахурина устное распоряжение на постройку к 15 октября 1942 года пяти самолетов Су-6.

Парторг ЦК ВКП(б) на заводе №289 Х.Р. Муратов, понимая, что опытное производство на заводе не справится с поставленной задачей в установленный срок, предложил два варианта решения данного вопроса и направил их на рассмотрение секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову и наркому А.И. Шахурину.

В первом варианте предусматривался отказ от постройки пяти экземпляров самолета, взамен предлагался запуск Су-6 большой серией на серийном заводе, а завод №289 возвращался на прежнее место базирования - город Калининград.

Второй вариант использовался в случае отклонения первого. Он предусматривал постройку пяти экземпляров самолета Су-6 на заводе №289 (г. Молотов). При этом отдельные заказы на механические работы размещались на предприятиях НКАП Молотовской области, одновременно увеличивались производственные площади, восполнялся недостаток квалифицированной рабочей силы, и осуществлялось обязательное финансирование всех работ.

Реакция Г.М. Маленкова на данное предложение неизвестна, а по указанию А.И. Шахурина было подготовлено письмо на имя И.В. Сталина, следующего содержания:

«В порядке информации докладываю: по плану опытного строительства 1941 года конструктором тов. Сухим П.О. выпущен одноместный бронированный штурмовик Су-6 с мотором М-71 (взлетной мощностью 2000 л.с. и мощностью на высоте 2250 м - 1800 л.с), который согласно акта государственных испытаний НИИ ВВС показал следующие данные:

- Максимальная скорость у земли - 445 км/ч.

-  Максимальная скорость на форсаже - 496 км/ч.

-  Максимальная скорость на высоте 2500 м - 491 км/ч.

-  Дальность на 0,9 максимальной скорости - 450 км.

Вооружение:

-  2 пушки калибра 23 мм

-  4 пулемета калибра 7,62 мм

-  10 балок PC-132 или РС-82

Нормальная бомбовая нагрузка 200 кг, при емкости бомбоотсека - 400 кг.

Предусмотрена подвеска под крыльями 2 бомб по 100 кг или 2 ВАП-200,

По технике пилотирования самолет прост и доступен летчикам средней квалификации, имеет хорошую устойчивость и допускает полет с брошенной ручкой на всех режимах. Бронирование кабины летчика и фонаря осуществляется аналогично самолету Ил-2. Задняя крышка мотора с агрегатами забронирована, цилиндры мотора не забронированы.

В настоящее время ведутся работы по доводке до 100 часового ресурса и сдаче на госиспытания мотора М-71 на заводе №19. В случае получения положительных результатов по М-71 возможно будет поставить вопрос о целесообразности постройки серии самолетов Су-6».

Оглавление