Оглавление

В развернувшемся на полигоне действе, за которым высокие гости наблюдали со специально сооруженной трибуны, задействовали множество разнообразной техники, выполнявшей бомбометание, стрельбу и пуски ракет. В их числе был и "военный" Су-7Б, пилотируемый майором В. Кондауровым, который атаковал с бреющего полета и залповым пуском снарядов С-24 уничтожил мишень, изображавшую артиллерийскую позицию. Показ завершился встречей Л.И. Брежнева с летчиками, прошедшей в "теплой дружественной обстановке". Аналогичные мероприятия проводились и в последующие годы с неизменным участием в них очередных модификаций Су-17. Так, в июле 1973 года в подмосковной Кубинке по инициативе министра обороны А.А. Гречко была проведена очередная демонстрация техники. Руководители страны знакомились с новинками военной авиации, в числе которых от ОКБ Сухого были представлены Су-17М и Су-24, а микояновское ОКБ выставило свои истребители-бомбардировщики МиГ-23Б и МиГ-23БН (последний даже привлек своим хищным видом внимание Л. И. Брежнева и тот осмотрел его кабину, правда, внутрь не забираясь).

Предсерийные машины, остававшиеся в распоряжении ОКБ, и в дальнейшем использовались для различных испытательных работ. В сентябре 1971 года на самолете № 85-02 были установлены автоматы отстрела помеховых патронов, кассеты которых снаряжались тепловыми или противорадиолокационными патронами для защиты самолета. В случае применения противником самонаводящихся ракет летчик имел возможность организовать за самолетом заслон из отвлекающих помех - ложных целей, на которые перенацеливались головки ракет. Это решение в серии не внедрялось, но "имелось в виду" на случай военного времени, когда машины планировалось оборудовать четырьмя такими кассетами, по две сверху фюзеляжа. На самолете № 86-01 с начала 1975 года шла отработка новых многозамковых бомбодержателей, эти работы выполнял летчик-испытатель А.А. Иванов. Проводились также испытания новых боеприпасов и методик их применения - работы, можно сказать, будничные и неприметные, однако необходимые для определения возможных режимов использования, эффективности и безопасности работы с появлявшимися на вооружении средствами поражения новых типов, внедрявшимися затем в эксплуатацию и позволявшими качественно и количественно усилить боевую мощь техники.

Su-17_2101.jpg

Самолет Су-17, оснащенный контейнером помеховой станции, блоком НАР УБ-16 и двумя 600-литровыми ПТБ

Su-17_2102.jpg

Первым из строевых полков в октябре 1970 года истребители-бомбардировщики Су-17 получил 523-й Оршанский Краснознаменный орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского апиб из дальневосточной Воздвиженки

Su-17_2103.jpg

Су-17 в экспозиции Музея ВВС в Монино

Из числа построенных Су-17 в качестве памятников сохранились как раз две машины самых первых выпусков. На постаменте у проходной завода в Комсомольске-на-Амуре находится первый из построенных самолетов № 85-01, переданный сюда из ОКБ по окончании испытаний. Другая машина (первый серийный самолет № 86-01) по завершении участия в испытательных работах успела послужить в ВВС и затем была установлена на памятнике в военном городке Ейского ВВАУЛ. Еще один Су-17 (крайней 94-й серии) после использования в виде учебного пособия в Военно-Воздушной Академии имени Гагарина был передан музею ВВС в Монино. А вот прототипу С-22И не повезло: после окончания испытательных работ ОКБ в 1972 году передало его в ВВИА имени Жуковского, откуда впоследствии он был отправлен в металлолом. Сохранилась лишь одна из консолей крыла опытной машины, которая находится в ангаре кафедры самолетостроения МАИ.

Оглавление