Оглавление

ShowBata003.jpg

Прототип учебно-боевого самолета «Кобац»

«Ласта-95» предназначен для первоначального обучения и повышенной подготовки летчиков, а также для обучения полетам по приборам и базовой подготовки на боевое применение. По разным причинам программа тогда была заморожена. Финансирование возобновилось в 2005 г. Прототип «Ласта-95»» выполнил первый полет 5 февраля 2009 г.

В 2008 г. Ирак в рамках пакетного соглашения с оборонной промышленностью Сербии заказал 20 самолетов «Ласта» в учебно-боевом варианте «Ласта-95Н» (Н — наоружан, вооруженный), способном нести на двух подкрыльевых пилонах два блока НАР или две бомбы общей массой 200 кг (2x100 кг). Первые три самолета Багдад получил в августе 2010 г. Иракский заказ выполнили полностью в ноябре 2010 г., эксплуатация самолетов в ВВС Ирака началась в феврале 2012 г. Ирак изучает возможность закупки еще 16 самолетов. Интерес к самолету «Ласта-95» проявляют Афганистан, Испания и некоторые страны Латинской Америки (в частности Перу).

2 апреля 2012 г. на заводе «Utva» в Панчево прошла презентация макета прототипа нового учебно-боевого самолета «Кобац» (ястреб-перепелятник), разработанного на основе УТС «Ласта-95». Начало летных испытаний самолета «Кобац» запланировано на 2013 г. Самолет планируется оснастить турбовинтовым двигателем, расчетная максимальная скорость составляет порядка 500 км/ч. Конструкция крыла усилена в расчете на использование подвесного вооружения. На законцовках крыла монтируются топливные баки. Шасси допускает эксплуатацию как с аэродромов, имеющих твердое покрытие, так и с грунта.

Рядом с самолетом «Кобац» демонстрировались различные авиационные средства поражения производства Сербии, главным образом, блоки НАР различного калибра. Фирма «Югоимпорт» представила пулеметную установку и новое приборное и обзорно-прицельное оборудование для вертолета Ми-17 (более подробно см. статью «Ми-8 в небе Балкан»). Стоит отметить, что модернизация «восьмерки» выполнена на уровне мировых стандартов. Также демонстрировались различные вертолетные пулеметные контейнеры и УР класса «воздух—поверхность». Несколько БЛА сербского производства прорывом в авиации назвать сложно, но тут важен сам факт сербских работ по данной тематике. Историков авиации, без сомнения, заинтересовала модель истребителя «Нови Авион». Этот перспективный истребитель разрабатывался в Югославии в конце 1980-х гг. как замена МиГ-21, в экспозиции демонстрировалась модель для продувок в аэродинамических трубах.

Статическая экспозиция ЛА и полетная программа впечатлили. Здесь тоже, что вполне логично, доминировала Сербия. Однако международная составляющая была солидной: Австрия, Болгария, Венгрия, Дания, Италия, Франция, Румыния, Словения, Турция, США. Россия? Если верить многим интернет-деятелям Сербии и белградским граффити, то Россия не есть «третья страна», ибо «Cpбиja je Pycиja». Шутка, конечно, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.

Уместно сделать небольшой экскурс в новейшую историю Сербии. Первая «оранжевая» революция имела место как раз в Белграде, в 2002 г. Одним из следствий той революции стала отправка на пенсию большинства офицеров вооруженных сил, отличавшихся уж слишком очевидными антиНАТОвскими и русофильскими взглядами. ВВС и ПВО сей процесс затронул особенно сильно. В вопросах строительства вооруженных сил (организация, закупка вооружений и военной техники) страна стала ориентироваться на НАТО. В Белграде взяли курс на интеграцию в Евросоюз, одним из важных шагов на пути Сербии в Европу стала выдача трибуналу в Гааге Слободана Милошевича. Такая политика устраивала далеко не всех сербов. В 2003 г. был убит премьер-министр Сербии Зоран Джинджич, предполагают, что убийство организовали ветераны спецназа Югославии и Сербии. Фактически страна оказалась расколотой ровно пополам, что и показали выборы 2004 г. — с минимальным перевесом победу над националистом Николичем одержал «проевропеец» Тадич. Весной этого года реванш у Тадича, снова с минимальным перевесом, взял уже Николич. Нало понимать, что «сербский националист» почти автоматически означает «русофил», с другой стороны найти в Сербии «русофобов» можно, но — сложно. Зачем политика в статье про авиацию? Сербия в ближайшее время примет решение о закупке порядка 20 истребителей. Наиболее вероятные кандидаты — Еврофайтер «Тайфун» и МиГ-35. До весны 2012 г. закупка МиГ-35 всерьез не рассматривалась, теперь же МиГ стал фаворитом, а контакты представителей военно-промышленных кругов Сербии и России активизировались. И еще одна ремарка по поводу «раскола» Сербии. Раскол есть в отношении европейского будущего страны, но никак не по поводу отношения к России. Это еще один ответ на вопрос: почему Сербия?

Оглавление