Оглавление

ПЕРВЫЙ ЛИПЕЦКИЙ ЛЕТЧИК

Сергей КОВАЛЕВ

Автор благодарит за помощь в подготовке материала С.В. Аверченко (г. Москва), И. Г. Лильп (г. Москва), В.К. Невяровича (Воронеж) и Н.П. Селезнева (г. Липецк).

Блажен, кто в дни борьбы мятежной,
В дни общей мерзости людской
Остался с чистой, белоснежной,
Неопороченной душой.

С.С. Бехтеев. 1921 г.

SakovNS001.jpg

Н.С. Саков

Липецк авиационный гордится своей историей. Выдающиеся летчики и знаменитые космонавты, генералы и маршалы авиации вспоминают «город лип» как школу высшего мастерства. Рамки журнальной статьи не позволяют даже перечислить широко известные в авиационном мире имена тех, кто за прошедшие девяносто лет обучался или служил в авиационных частях, дислоцированных на липецкой земле.

В год празднования 100-летия Военно-Воздушных Сил России липецкие авиаторы отмечают и свой юбилей. 100 лет назад, 6 мая 1912 года, авиатор Николай Ставрович Саков выполнил первый полет на аэроплане в липецком небе. Эта дата стала исторической лишь потому, что может быть подтверждена документально и еще потому, что полет был не очень успешным. Удачные полеты, выполненные ранее могли пройти незамеченными. Перейдем к документальным свидетельствам. «Козловская газета» (издаваемая в г. Козлове, ныне г. Мичуринск) за 13 мая 1912 год пишет: «6-го мая, близь Шехмани, местным землевладельцем Н. Саковым был произведен полет на 50-ти сильном аэроплане весом 5 пудов. При подъеме пропеллер работал исправно, но на высоте 20 саженей у него вдруг сломалось одно крыло [лопасть винта — авт.), аппарат упал на землю и разбился, а летчик отделался лишь незначительными ушибами. Аэроплан доставлен для починки в механическую мастерскую ...»

Николай Ставрович Саков родился 29 июля 1889 года в Липецке в семье московского профессора и липецкой дворянки, дочери отставного поручика. Его отец — Ставр Елевтерьевич Саков был профессором Лазаревского института восточных языков и одновременно с этим практикующим врачом с дипломом медицинского факультета Московского университета. Родился он в греческой семье на территории Османской империи, но еще ребенком переехал в Россию.

Семья Саковых, постоянно проживая в Москве, регулярно на лето приезжала в Липецк или в небольшое имение Александровка недалеко от села Шехмань Липецкого уезда. В 1908 году они окончательно переезжают в Липецк. Глава семейства прекращает преподавательскую деятельность и полностью отдается врачебной практике.

К сожалению, пока неизвестно, где и какое образование получил Николай Саков, но ясно, что его, как и многих сверстников, покорила романтика неба, и в 1911 году он отправляется во Францию учиться летать.

Мастерство авиатора Николай постигал в летной школе Армана Депердюссена, известного авиационного предпринимателя, главы фирмы «SPAD». Школа располагалась в местечке Бетени неподалеку от Реймса. Летчиком-инструктором в авиашколе был Морис Прево, который два года спустя, 29 сентября 1913-го, на изящном гоночном моноплане «Депердюссен» установил абсолютный рекорд скорости — 203 км/ч.

Просторные поля вблизи Бетени еще в XIX веке облюбовали французские военные. В сентябре 1901 года император Николай II во время своего визита во Францию именно там присутствовал на маневрах и смотре войск, устроенных французами для именитого русского гостя.

Воздухоплавателям и авиаторам тоже приглянулись живописные равнины Бетени. В 1909 году там появился один из первых в мире аэродромов, где в августе того же года были проведены первые в мире международные состязания авиаторов.

25 сентября 1911 года Николас де Сакоф (так он именуется во французских документах), сдав непростой экзамен, получил пилотское удостоверение аэроклуба Франции за № 627, и стал первым липчанином - дипломированным летчиком.

Он возвращается на Родину с приобретенным в фирме «SPAD» монопланом. На Ходынском поле в Москве он совершает полеты на первом в России «Депердюссене». Весьма вероятно, что в 1911 - 1912 годах он посетил и родной Липецк с показательными полетами.

Пока же нам стало известно о полете в Липецке в 1912 году другого русского авиатора. В обнаруженном липецким краеведом плакате сообщалось: «На ипподроме бегового общества в воскресенье 20 мая состоятся бега и полеты известного авиатора Б.И. Росинского на гоночном аэроплане «Блерио» с мотором «Гном» - 50 сил. Начало бегов в 4 часа дня. Начало полетов после бегов. Входная плата на бега и полеты общая. Цены: крытые трибуны - 2 руб., сидеть около трибун - 1 руб., сидеть — 50 коп., входные - 30 коп. Поезда, приходящие в Липецк и обратно согласованы так, что иногородние лица могут быть на бегах и полетах и в тот же день возвратиться обратно».

Борис Илиодорович Россинский был одним из первых планеристов и авиаторов России, летчиком-испытателем первого московского авиационного завода «Дукс», летчиком-инструктором знаменитого Михаила Громова, и при всей неоднозначности оценки его вклада в отечественную авиацию, он достоин того, чтобы о нем помнили, как об одном из первых в яркой плеяде пионеров российской авиации.

В сентябре 1912 года началась Балканская война, в ходе которой впервые все воюющие страны применили аэропланы.

Николай Саков, движимый патриотическими чувствами, отправился защищать Грецию — родину своих отцов и дедов. Американский историк Стерлинг Сигрейв в своей книге «Солдаты удачи» называет Н. Сакова одним из первых наемников, воевавших на стороне Греции ради наживы, но Сигрейв явно не знал подробностей биографии авиатора.

С детских лет Николай воспитывался в духе любви и уважения к своей исторической родине. Его отец гордился тем, что он был греком. Из Липецка он неоднократно посылал в Греческий Никольский монастырь в Москве подарки. И не вызывает никаких сомнений, что Николай отправился воевать в Грецию с благословения своего отца.

Единственная на тот момент греческая авиачасть, куда прибыл летчик де Саков, насчитывала 63 человека: четыре греческих пилота, один русский (наш герой) и 57 офицеров и солдат наземного персонала.

5 октября 1912 года греческая авиация приступила к выполнению боевых задач с аэродрома Ларисса. Летчики вели разведку, а также время от времени «обрабатывали» турецкие позиции ручными гранатами. Часто «Фарманы» возвращались на свой аэродром с многочисленными пулевыми пробоинами, бывали и вынужденные посадки, вызванные боевыми повреждениями.

Оглавление