Оглавление

СЕВЕРНЫЙ ДРАКОН

Михаил ПУТНИКОВ

SaabJ-35001.jpg

Принятый на вооружение в 1960 году в разгар «холодной войны» Saab 35 более сорока лет оставался на вооружении ВВС Швеции, Дании, Финляндии и Австрии. Самолет являлся не только первой европейской системой авиационного вооружения, но и одной из самых значительных авиационных программ, выдвинувших Швецию в ранг передовых авиастроительных держав.

Проект 1250 и Saab 210B

Рассмотрение вариантов перспективного истребителя для замены самолета J 29 началось осенью 1949 года. В условиях развязанной «холодной войны» Flugvapnet (ВВС Швеции) выдвинули требования к перспективному самолету, предназначенному для перехвата бомбардировщиков, летящих на высотах около 10 000 метров на околозвуковых скоростях (порядка М=0,9). Разработка получила обозначение «Система 35», что подчеркивало намерение создания истребителя-перехватчика, являющегося интегральной частью единого комплекса национальной системы ПВО.

Принималась во внимание угроза разрушения взлетно-посадочных полос (ВПП) и уничтожения инфраструктуры основных аэродромов при нанесении противником внезапного удара по территории Швеции. В так называемый «особый период» новый истребитель должен был иметь возможность взлетать и садиться с коротких или поврежденных ВПП, а в случае необходимости использовать и так называемые «фронтовые» или вспомогательные базы, в качестве которых предполагалось использовать подготовленные участки шоссе. Каждая такая вспомогательная база связывалась с основной системой обычных дорог общего пользования.

ВВС Швеции «волевым решением» определили требуемую взлетную и посадочную дистанцию не более 500 метров, полагая, что это позволит использовать оставшиеся не разрушенными участки взлетных полос или магистральные рулежные дорожки. По требованию заказчика время заправки и подготовки к следующему вылету не должно было превышать десяти минут. Все необходимое для технического обслуживания самолета оборудование должно подвозиться на 3-4 грузовых автомобилях.

Требование достижения высоких взлетно-посадочных характеристик определило ряд важных проектных критериев:
-   высокая тяговооруженность;
-   малая посадочная скорость;
-   хорошие устойчивость и управляемость при полете на малых скоростях;
-   прочное шасси, позволяющее совершать посадку без выравнивания.

Предъявленные требования и соответствующие проектные решения необходимо было согласовать с высокими летно-техническими характеристиками, основными из которых являлись следующие:
-   сверхзвуковая скорость полета на уровне моря и скорость, соответствующая числу М=1,6 на больших высотах;
-   большая скороподъемность;
-   хорошая управляемость во всем диапазоне скоростей полета;
-   прогрессивные для своего времени характеристики электронного оборудования — большая дальность действия радиолокатора и эффективная система управления оружием;
-   высокая надежность систем, обеспечивающая высокий коэффициент готовности самолетов при малочисленном обслуживающем персонале.

Оглавление