Оглавление

News11025.jpg News11026.jpg

Исполнительный директор ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» Михаил Короткевич, Генеральный конструктор ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» Алексей Самусенко, директор программы «Вертолет Ми-38» Георгий Синельщиков, Главный конструктор вертолета Ми-38 Николай Чалов

Ведущий экипаж вертолета Ми-38 ОП-2: Командир экипажа заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Кутании, Второй пилот летчик-испытатель первого класса Салават Садриев, Ведущий инженер по испытаниям Игорь Клеванцев.

Ми-38 допускает самое широкое толкование многоцелевого использования как в гражданской, так и военной сферах. Вертолетом интересуются не только военные, но и все силовые структуры страны. Исполнительный директор МВЗ Михаил Короткевич отметил: «Уже сегодня ведутся активные переговоры с потенциальными покупателями, уже есть желающие покупать вертолет. По ценовым и эксплуатационным показателям Ми-38 станет лидером в этом классе вертолетов. Рынок сбыта - весь мир».

Все прогнозы говорят о том, что скоро начнется массовое освоение северных широт, шельфа северных морей. В связи с этим, на вертолете установлена противообледенительная система, системы обогрева и кондиционирования, Ми-38 имеет повышенные комфортность и ресурс, и, как следствие, повышенную надежность.

Применение на вертолете Ми-38 российских двигателей сегодня не вынужденный шаг, связанный с проблемами в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Применение двух типов двигателей - это принципиальная линия программы, «генеральная идеология проекта». Применение российских двигателей в той или иной степени повлияет на цену вертолета и будет способствовать привлечению российских покупателей, в особенности военных, которые применение импортных комплектующих по вполне понятным причинам не приветствуют.

Более того, применение российских двигателей позволит повысить ряд характеристик вертолета и расширить сферу его применения. Максимальная взлетная масса Ми-38 может быть доведена до 16200 кг, масса перевозимого в кабине груза может возрасти с нынешних 5000 кг до 6000 кг (масса груза на внешней подвеске останется прежней — 7000 кг). Благодаря новым двигателям при нормальной взлетной массе 14200 кг планируется достичь максимальной скорости 310 км/ч, а крейсерская скорость составит 285 км/ч. Статический потолок возрастет до 3840 м, а динамический - до 6400 м. С двигателями PW127 максимальная взлетная масса вертолета составляет 15600 кг, максимальная скорость - 285 км/ч, крейсерская скорость - 275 км/ч, статический потолок - 2800 м, динамический — 5100 м.

Первым вертолетом Ми-38 с отечественными двигателями ТВ7-117В разработки ОАО «Климов», станет первый летный экземпляр ОП-1, который в настоящее время находится в цехе окончательной сборки КВЗ. Вторым - строящийся в настоящее время на Казанском вертолетном заводе вертолет Ми-38 ОП-3.

Оба варианта вертолета должны пройти сертификационные испытания. «Мы строим программу сертификационных испытаний таким образом, чтобы были сертифицированы вертолеты и с одним, и с другим типами двигателей», — сказал А. Самусенко. При этом он подчеркнул, что финансирование НИОКР ведется не только за счет министерства промышленности и торговли, но и с привлечением собственных средств предприятия.

Третий летный экземпляр вертолета помимо новых двигателей будет иметь и некоторые конструктивные изменения: будет удлинен фюзеляж, будут установлены все узлы, системы и агрегаты, необходимые для сертификации вертолета. Директор программы Ми-38 Георгий Синельщиков, отметил, что, начиная с вертолета Ми-38 ОП-3, будет расширена дверь, увеличена длина пола грузовой кабины и рампа усовершенствованной конструкции. «Мы хотели бы испытывать два вертолета с двигателями PW127 и два вертолета с двигателями ТВ7-117В. Сертификация в России и за рубежом будет вестись не параллельно, а последовательно», - сказал директор программы.

Сертификационным «эталоном» вертолета Ми-38 с обоими типами двигателей должен стать четвертый летный экземпляр ОП-4.

Весь объем полетов планируется завершить в 2012 - 2013 гг., а в 2014 г. - закончить все работы по опытно-конструкторской части программы и освоению производства, а после этого начать серийное производство.

Что касается европейского конкурента Ми-38 - вертолета ЕН101 фирмы Agusta Westland, его разработка началась практически в то же самое время. В 1980 г. фирмы Westland и Agusta образовали консорциум Europian Helicopter Industries (EHI) для совместной разработки на базе вертолета WG.34 и итальянского трехдвигательного транспортного вертолета Agusta A.101G противолодочного вертолета ЕН101. В июне 1981 г. правительства Великобритании и Италии согласились осуществлять совместную разработку вертолета ЕН101, запланировав постройку 9 опытных вертолетов для летных испытаний и одного - для статических. Программа разработки и производства вертолетов ЕН101 несколько раз пересматривалась из-за задержек постройки опытных вертолетов и их летных испытаний, а также из-за затруднений с финансированием. Первый полет первого опытного вертолета состоялся 9 октября 1987 г., а последующих восьми - в 1988-1990 гг. Летные испытания были прерваны из-за катастрофы опытного гражданского вертолета 21 января 1993 г. Вертолет выпускается серийно с середины 1990-х годов, поставляется в ВВС и ВМС Великобритании (22 и 44 шт. соответственно), Италии (20), Дании (6), Португалии (12), Японии (14) и в ряд других стран. Стоимость вертолета порядка 20 млн. долл.

Материал подготовил А. Юргенсон

Оглавление