Оглавление

MiG1Strt006.jpg

Истребители И-153 с мотором М-25 на войсковых испытаниях

Вместе с организацией новых КБ на широкую ногу было поставлено изучение лучших образцов зарубежной авиационной техники, с тем, чтобы наиболее удачные решения применить в отечественной авиации. Одним из главных объектов изучения стала германская конструкторская школа, чему способствовал заключенный 23 августа 1939 г. между Германией и СССР пакт о ненападении, предусматривавший и экономическое сотрудничество двух стран. В связи с появившейся возможностью на деле ознакомиться с достижениями немецкой промышленности в конце октября 1 939 г. в Берлин была направлена советская экономическая делегация, возглавляемая членом ЦК ВКП(б) И.Ф. Тевосяном. В её задачу также входило ознакомление с германской авиапромышленностью и отбор наиболее интересных образцов авиатехники для последующей закупки.

Что касается авиационной части делегации, то её возглавил комбриг А.И. Гусев. В состав убывшей в Германию группы авиаторов вошли: от ВВС КА - комбриг В.И. Шевченко, полковник И.Ф. Петров, майор С.П. Супрун; от НКАП - заместители наркома А.С. Яковлев и В.П. Кузнецов, начальник 3-го ГУ НКАП Д.В. Королёв, главный конструктор завода №1 Н.Н. Поликарпов, главный инженер завода №1 П.В. Дементьев, главный конструктор завода №19 А.Д. Швецов и другие специалисты.

Советской делегации были показаны все крупнейшие авиационные и моторостроительные заводы, а также другие предприятия и институты Германии. Первое время наша группа ездила вся вместе, а потом самолётчики и мотористы разделились, чтобы более детально познакомиться с отдельными заводами. Советским специалистам позволили не только ознакомиться с образцами выпускаемой продукции, но и попробовать в воздухе некоторые из них.

Между тем в связи с отбытием в служебную командировку Н.Н. Поликарпова, приказом по 1-му ГУ НКАП №365 от 14 ноября исполнение обязанностей главного конструктора по заводу №1 возложили на А.И. Микояна, а по заводу №22 на Н.А. Жемчужина (по машине СПБ).

Свою трудовую деятельность на авиазаводе №1 им. Авиахима Артём Иванович Микоян начал в феврале 1938 г. в военном представительстве ГУ ВВС КА в качестве помощника военпреда. Перед этим он окончил самолётостроительное отделение инженерного факультета Военной воздушной ордена Ленина академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского, где 22 октября 1937 г. с отличием защитил дипломный проект на тему «Одноместный истребитель со специальным вооружением». Решением Государственной Экзаменационной Комиссии (ГЭК), которую возглавлял бригинженер А.К. Аузан, ему была присвоена квалификация военный инженер-механик ВВС РККА.

По рекомендации ГЭК А.И. Микояна направили для дальнейшего прохождения службы в военную приёмку ГУ ВВС КА. Он принимал непосредственное участие в работах по внедрению в серийное производство манёвренных истребителей И-15бис и И-153, контролировал ход работ по их доводке, принимая участие в служебных совещаниях на самом высоком уровне. В марте 1939 г. А.И. Микояна в счёт «1000» военных специалистов, направленных на работу в НКАП, перевели из военной приёмки в ОКБ Н.Н. Поликарпова, где его вначале назначили начальником бригады, а затем начальником конструкторского бюро №1 по манёвренным истребителям.

В ноябре 1939 г. на заводе №1 вплотную подошли к решению вопроса по загрузке серийного производства на следующий год новой авиационной техникой, отвечающей современным требованиям. Для подготовки предложений в конце месяца по указанию НКАП была создана специальная комиссия, которую возглавил начальник производства Ю.Н. Карпов. В её состав также вошли начальник СКО А.А. Скарбов, начальник СКБ по машине ББ-22 Я.Н. Стронгин, инженер-аэродинамик Т.А. Малькова, ведущий конструктор А.Т. Карев и другие. В это время А.И. Микоян болел и находился на лечении в санатории «Барвиха», поэтому обязанности главного конструктора он передал В.А. Ромодину.

Комиссии было предложено основательно изучить разработанный в ОКБ А.С.Яковлева истребитель И-26, постройка первого опытного экземпляра которого уже подходила к завершению. На опытном заводе №115, где размещалось ОКБ, членов комиссии подробно ознакомили с конструкцией и техническими характеристиками И-26. В целом самолёт и его заявленные лётно-технические данные комиссии понравились. При докладе директору завода №1 П.А. Воронину в присутствии других руководителей предприятия, а также представителей от НКАП председатель комиссии Ю.Н. Карпов положительно охарактеризовал конструкцию истребителя И-26 и от имени комиссии рекомендовал его для внедрения в серийное производство в 1940 году.

Оглавление