Оглавление

МиГ-15 на «Шаболовке»

Евгений РЯБЧИКОВ

MiG15TV001.jpg

Когда у нас в стране появились первые реактивные самолеты, я, как авиационный журналист, стал добиваться разрешения полететь на одном из них. Мне хотелось помимо всего прочего опровергнуть слухи, будто бы летчики на таких самолетах от неимоверной скорости теряют сознание, что они не могут сидеть в кабинах и вынуждены лежать. Серия моих репортажей «Полет на реактивном самолете» была опубликована в «Комсомольской правде» в 1949 году. А в 1953 году я решил: пора показать реактивный самолет и на телевизионном экране. Идею с пониманием приняли на «Шаболовке» и вскоре мы с Александром Юровским (автором сценариев многих художественных фильмов, а в то время ответственным редактором студии телевидения) взялись за организацию необычной передачи. Для этого мы обратились в прославленное конструкторское бюро «МиГ».

MiG15TV002.jpg

К нашему удивлению А.И. Микоян сразу же согласился предоставить реактивный самолет для съемок. Но передвижная телеустановка могла работать только в зоне прямой видимости Шуховской башни и до аэродрома не «дотягивала».

Мы принялись уговаривать Микояна... доставить реактивный самолет на Шаболовку.

—   Чтобы самолет сам прилетел? — изумился он.

—   Дело в том, — вежливо и дипломатично заговорил Юровский, — что реактивная авиация и телевидение еще молоды. Они, в сущности, близнецы и делают первые шаги. Мы очень хотим показать первый реактивный самолет, хотя и не можем приехать к вам со своей техникой.

—   Если гора не идет к Магомету, то Магомет должен идти к горе, так я вас понимаю? — не теряя шутливого тона, сказал Микоян. — Хорошо, пусть будет по-вашему. Встречайте самолет сегодня ночью.

Ночью в сопровождении мотоциклистов крылатую машину со снятыми консолями (иначе не проехать) провезли по улицам Москвы на Шаболовку. В павильон она не проходила, поэтому ее разместили во дворе студии, под сенью ажурной башни. На забор перед самолетом натянули полотно с нарисованным аэродромом.

Монтажники быстро провели сборку самолета и уже к утру он стоял, словно на аэродроме перед полетом. В окне студии поставили камеру, издали нацелив ее на самолет, а вторую камеру подкатили к нему вплотную, чтобы давать средние и крупные планы.

Оглавление