Оглавление

Несбывшиеся надежды Вилли Мессершмитта

Материал подготовили Виктор Бакурский и  Андрей Фирсов

Me209309001.jpg

Каждый раз, когда речь заходит о самолетах периода Второй мировой войны, обязательно упоминается германский истребитель Мессершмитт Bf 109. Однако анализ многочисленных публикаций об этом знаменитом самолете наводит на мысль о том, что практически все авторы подвержены какому-то сложившемуся стереотипу. «Стодевятый» «Мессер» в отечественной популярной и даже в научно-технической литературе подается исключительно как простое, надежное и высокоэффективное оружие. В общем, - самолет-солдат. Масло в огонь добавляют и многочисленные переводы зарубежных книг и статей, в которых Вильгельм Мессершмитт величается гениальным конструктором, а главное его детище (Bf 109), превозносится до небес. Особенно удивляет то, что в отдельных источниках некоторые серьезные недостатки Bf 109 выдаются как его достоинства. При этом авторы, похоже, даже не задумываются над тем, что это следы дословного перевода старых германских статей, имеющих явно пропагандистский характер. Однако более глубокое изучение этой боевой машины наводит на мысль о том, что в люфтваффе со «Стодевятым» было не все так здорово. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что почти половина парка истребителей этого типа выбыла из строя по так называемым не боевым потерям. Другими словами — банально разбилась на взлете и посадке, похоронив под своими обломками немало «птенцов Геринга». Но самое главное это то, что созданный в середине 30-х годов самолет к середине войны не только потерял все свои выдающиеся маневренные качества, но и вообще на высоких скоростях превращался в неуправляемый болид. Неслучайно во второй половине войны в истребительных эскадрах люфтваффе все большую роль стал играть пусть более тяжелый, но более предсказуемый во всем диапазоне летных режимов Fw 190.

Me209309002.jpg

Эскизный проект Me 309 включал и вариант самолета, фонарь кабины которого не выступал из фюзеляжа

Впрочем, сегодня мы не будем касаться непосредственно истребителя Bf109. Этот самолет требует отдельного рассказа с анализом всех его положительных и отрицательных качеств. Однако следует заметить, что и руководители компании «Мессершмитт», и сам ее главный конструктор, зная о некоторых конструктивных особенностях (точнее — неисправимых недостатках) этого самолета, уже в начале Второй мировой войны прилагали большие усилия для создания нового массового истребителя, способного прийти на смену Bf 109.

Уже в конце 1940 года, когда в полной мере были усвоены уроки Битвы за Англию, конструкторское бюро Мессершмитта в Аугсбурге приступило к работе над истребителем, в котором решено было воплотить новейшие достижения самолетостроения, включая полностью убираемое трехстоечное шасси (тут не обошлось без влияния знаменитой «Аэрокобры»), гермокабину (причем с круговым обзором) и радиатор переменной площади сечения (выдвигаемый из фюзеляжа). Вот только у руководства люфтваффе и министерства авиации данный проект имел низкий приоритет -высшее командование считало, что срочной необходимости менять Bf 109 нет. Тем не менее работы над новой машиной начались.

Главными чертами нового самолета должны были стать высочайшие скорость и огневая мощь. Мало того, наличие носовой стойки и широко расставленных основных опор шасси, обещало не только улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета, но и использовать для торможения при пробеге реверс тяги воздушного винта. Все это в какой-то мере заинтересовало военных. Проекту дали зеленый свет, и он получил в министерстве авиации обозначение Me 309.

Me209309003.jpg Me209309004.jpg

Опытные самолеты Bf 109V23 и V31

Оглавление