Оглавление

LunArFld026.jpg LunArFld027.jpg LunArFld028.jpg

А.Л. Жуков

А.С. Благовещенский

Е.И. Ларюшин

ВЫСШАЯ ОФИЦЕРСКАЯ ШКОЛА ВОЗДУШНОГО БОЯ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ

В июле 1943 г. в Люберцах создается Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной Армии, начальником которой до 1945 г. был опытный летчик-истребитель генерал-майор авиации А.П. Жуков.

В состав школы входили две учебные эскадрильи на Як-9 и две - на Ла-5, а также специальная эскадрилья на немецких самолетах Bf-109, Fw-190, He-111, Ju-87, Ju-88 и Ju-52. Имеются сведения, что были также самолеты-истребители союзников. Инструкторы школы - опытные летчики-истребители - обучали слушателей тактике и приемам воздушного боя. Каждые два месяца тут же на Люберецком аэродроме выпускники получали новенькие истребители и улетали на фронт. Всего в школе получили подготовку 589 летчиков фронтовой авиации и 43 из них стали Героями Советского Союза.

В школе проводились конференции по обмену опытом воздушных боев, в которых участвовали лучшие летчики-истребители и военачальники. В их числе трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза А.В. Ворожейкин, И.С. Полбин, С.И. Руденко и Е.Я. Савицкий, Герой Советского Союза М.М. Громов.

20 августа 1944 г. впервые с начала войны в Москве состоялся воздушный парад. Колонна школы из восьми девяток на Як-9 и Ла-5 на высоте 1200 м прошла над Красной площадью. Затем девятки распустились на звенья, которые стали в круг по Садовому кольцу и, завершив круг, спикировали на Красную площадь до 600 м, после чего ушли в Люберцы на посадку.

В 1945-1947 г.г. школу возглавлял генерал-майор авиации Герой Советского Союза А.С. Благовещенский. После командования школой служил в ГК НИИ ВВС, с 1952 г. стал его начальником, генерал-лейтенант авиации.

229-й И 600-й ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛКИ

В 1947 г. с подмосковного аэродрома Медвежьи Озера (Щелковский район) на Люберецкий аэродром на самолетах Ли-2 перелетели 229-й и 600-й военно-транспортные авиаполки 4-й авиационной дивизии особого назначения и штаб этой дивизии. В 1948 г. полки переучились на Ил-12. Впоследствии в Люберцах остался только 229-й ВТАП, который в 1958 г. уже на Ил-14 перебазировался в г. Иваново на аэродром Северный.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ПО РЕМОНТУ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВВС РККА И ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

 Также в 1947 г. в Люберцы из Павшино перебазировалась Центральная научно-экспериментальная база по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (ЦНЭБ). Ее задачей было повышение эффективности ремонтной сети ВВС, разработка технологий ремонта самолетов, двигателей, вооружения и электрооборудовании, определение причин отказа авиационной техники. ЦНЭБ разместилась рядом с гарнизоном, а на Люберецком аэродроме - самолеты ее Летно-испытательной станции: С-47, Ли-2, Ил-1 2, Ил-14, Ан-2, Як-11, Як-12 и Як-18.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЛУАТАЦИИ и РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВВС, СПЕЦИАЛЬНАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ И 21-Я ЭСКАДРИЛЬЯ ЛЕТАЮЩИХ ЛАБОРАТОРИЙ

В 1957 г. ЦНЭБ преобразуется в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) ВВС, который наряду с научно-исследовательскими работами участвовал в расследовании летных происшествий и авиакатастроф, осуществлял расшифровку записей бортовых самописцев - так называемых «черных ящиков».

В свою очередь Летно-испытательная станция ЦНЭБ стала Специальной испытательной авиационной эскадрильей Института, задачей которой было летное обеспечение его работ. С этой целью эскадрилья выполняла полеты над всей территорией страны и Восточной Европы. Ее самолетный парк составили летающие лаборатории Ил-14, турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-8, вертолеты Ми-4 и Ми-1.

В 1962 г. Институт получил статус Государственного (ГосНИИ ЭРАТ) и в 1972 и 1979 г.г. ряд его сотрудников был удостоен Государственных премий, а в 1978 г. за большую научно-исследовательскую работу в деле освоения техники и вооружения Институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1964 г. в Институте вместо Специальной испытательной авиационной эскадрильи была сформирована 21-я эскадрилья летающих лабораторий на Ан-12 и Ил-14. Затем она вышла из состава Института, стала отдельной воинской частью и в 1975 г. перебазировалась в Кубинку, где дежурные экипажи летающих лабораторий находились в часовой готовности вылететь на место летного происшествия или авиакатастрофы. Поэтому для оперативной доставки сотрудников ГосНИИ ЭРАТ из Люберец в Кубинку и обратно на вооружение эскадрильи поступили два вертолета Ми-8.

Ныне Институт называется 13-й НИИ Минобороны России.

После перебазирования эскадрильи летающих лабораторий в Кубинку, на Люберецком аэродроме остались только вертолетчики опытных конструкторских бюро (ОКБ) Н.И. Камова и М.Л. Миля.

ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УХТОМСКОГО ВЕРТОЛЕТНОГО ЗАВОДА (ОКБ Н.И. КАМОВА)

В начале 60-х годов на ближней к Москве стороне Люберецкого аэродрома, недалеко от пересечения МКАД и Новорязанского шоссе расположился Летно-испытательный комплекс Ухтомского вертолетного завода, находившегося в полутора километрах к северо-востоку от аэродрома в районе железнодорожной станции Ухтомская Казанской железной дороги.

Оглавление