Оглавление

Libia11010.jpg

«Мираж» F.1ED ВВС Ливии. Снимок сделан вечером 21 февраля 2011 г. в аэропорту Луга, о. Мальта

ВВС Свободной Ливии

В Ливии фактически шла (и не факт, что завершилась) гражданская война. Далеко не все летчики жаждали принимать в ней участие. Первыми «летчиками-перелетчиками» стали пилоты двух истребителей «Мираж» F.1ED, которые 21 февраля примерно в 16.30 выполнили посадку на авиабазе Луга, о. Мальта. Летчики «Миражей» получили приказ нанести удар по позициям повстанцев в восточной части Ливии, но вместо выполнения задания перелетели на Мальту. В сентябре 2011 г. один из этих «Миражей» с вновь нанесенными опознавательными знаками ВВС Свободной Ливии демонстрировался на «Мальта Эйршоу», проходившем в Международном аэропорту Мальты. Оба летчика в сентябре вернулись в Ливию, где их встретили как героев.

23 февраля ВВС Ливии лишились двух Су-22. Летчик спарки Су-22УМ-ЗК полковник Абдул Салам аль-Абдади вместо атаки Аджедабьи катапультировался сам и принудительно катапультировал находившегося в задней кабине полковника Али Омара эль-Каддафи. Аль-Абдади при катапультировании получил легкие повреждения, эль-Каддафи не пострадал. Ведомый, летчик одноместного Су-22М-ЗК полковник Салам Атия Мусса, повторил «маневр» командира; его Су-22 рухнул в море. Муса при катапультировании сильно обгорел, а при приземлении сломал ногу. Летчика доставили для лечения в Египет. Факт «самокатапультирования» летчиков Су-22УМЗ-К и Су-22М отмечается практически во всех доступных информационных источниках, но настораживают воинские звания летчиков: аж три полковника сразу!

Имел место еще один, весьма знаменательный, перелет на сторону противника. 30 марта в Фарнборо приземлился «Гольфстрим-200» (HB-JGL) с министром иностранных дел Ливии Мусой Каусса на борту — министр бежал в Англию из Туниса.

К 23 февраля повстанцы установили контроль над восточной частью Ливии. Боевые действия шли в центральной и северо-западной частях страны. В Мисурате повстанцам вместе с перешедшими на их сторону армейскими частями почти удалось захватить авиабазу Академии ВВС Ливии: часть аэродрома продолжали контролировать верные полковнику Каддафи войска. 26—27 февраля с оставшейся под контролем правительственных войск части авиабазы выполнялись боевые вылеты вертолетов Ми-24 и Ми-8, один вертолет (тип не указывается) был сбит. В ночь на 28 февраля правительственные войска контрударом выбили повстанцев с авиабазы.

Libia11011.jpg Libia11013.jpg  Libia11012.jpg
 Нанесение опознавательных знаков ВВС Свободной Ливии на «Мираж» F.1ED  Ми-14 трофей повстанцев

В первые дни восстания мятежникам в восточной части страны удалось захватить довольно значительное количество самолетов и вертолетов: не менее двух Ми-24, три или четыре Ми-14, не менее 20 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН (большинство в нелетном состоянии), один МиГ-23МФ. Кроме того, в период с 21 февраля по 14 марта не менее пяти летчиков ВВС Ливии перелетели на аэродром Бенина, благодаря чему повстанцы получили, как минимум, два МиГ-23МЛ и один МиГ-21бис. На аэродроме Академии ВВС Ливии в Мисурате 23 февраля были захвачены десять МиГ-23МФ и МиГ-23УБ (включая пять пригодных к полетам), три G-2A и несколько вертолетов. Судьба сиих летательных аппаратов не совсем ясна. Маловероятно, чтобы повстанцы смогли перегнать на свою основную базу Бенина всю захваченную в Мисурате технику до того, как через четыре дня контроль над аэродромом Мисурата снова установили две верных Каддафи бригады ливийской армии.

О создании «ВВС Свободной Ливии» под командованием полковника Мохаммеда Омера Кадеери было объявлено 26 февраля. На авиабазе Бенина сформировали из числа примкнувших к восстанию летчиков и техников эскадрилью реактивных истребителей в составе примерно 20 МиГ-23БН, захваченных на авиабазах Бенина и Эль-Абрак. Из двух десятков самолетов в пригодном к полетам состоянии удавалось поддерживать всего два борта.

Оглавление